Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 211006-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработан в целях повышения качества и доступности банковских услуг.
Согласно требованиям Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) операции по переводу денежных средств в пользу получателя - организации, созданной за пределами Российской Федерации, требуют обязательной идентификации/упрощенной идентификации плательщика, независимо от назначения платежа и суммы операции (пункт 1.4 статьи 7).
При этом согласно этой же норме идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, если организация, в пользу которой совершается платеж, создана на территории Российской Федерации и сумма переводимых денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
Таким образом, клиент - физическое лицо может без прохождения идентификации/упрощенной идентификации, используя дистанционные банковские сервисы, совершить покупку на сумму до 15 000 рублей в интернет-магазине, зарегистрированном на территории Российской Федерации. Однако, совершить аналогичную операцию в иностранном интернет-магазине не может. Для этого клиенту необходимо совершить дополнительные действия: либо пройти упрощенную идентификацию, либо идентификацию с личной явкой в отделении банка.
При этом, в виду сложившейся геополитической ситуации и включения крупнейших российских банков в санкционных списки недружественных стран, все чаще возникает проблема с оплатой покупок гражданами в привычных иностранных интернет-магазинах. Учитывая сложности совершения рассматриваемых операций, законопроектом предлагается внести изменение в статью 7 Федерального закона N 115-ФЗ, предусматривающее право осуществления кредитными организациями перевода электронных денежных средств в пользу получателя - организации, созданной за пределами территории Российской Федерации, в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности без проведения идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенной идентификации клиента - физического лица, если сумма переводимых денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
Одновременно с этим у кредитных организаций сохранится обязанность по выявлению подозрительных операций, совершаемых в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма, что позволит осуществлять контроль за совершаемыми операциями на надлежащем уровне.
Принятие предлагаемых поправок даст возможность предоставить гражданам альтернативные способы оплаты покупок в иностранных интернет-магазинах и оптимизировать административную нагрузку на банки, связанную с проведением процедур идентификации/упрощенной идентификации.
Положения Законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Влияние предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует осуществления расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.