Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212237-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект разработан в целях повышения качества услуг почтовой связи, а также для оказания мер поддержки АО "Почта России" (далее - Общество) как национальному почтовому оператору, обеспечивающему коммуникационную связанность всей территории Российской Федерации, и являющемуся организацией федеральной почтовой связи, выполняющей исключительно важные социальные функции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2018 года N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Общество является непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежат Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года N 295 "О внесении изменения в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009", Общество включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Общество является одним из крупнейших работодателей в Российской Федерации (свыше 310 тыс. сотрудников) и включает в себя обширную филиальную сеть (более 38 тыс. отделений), обеспечивающую непрерывную почтовую связь на всей территории страны, в т.ч. в труднодоступной и сельской местности. Ежегодно Общество принимает около 2,6 млрд писем и счетов и обрабатывает почти 400 млн. посылок.
В настоящее время, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам XX съезда Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 11 сентября 2021 года N Пр-1703, реализуется комплекс мер по модернизации и приведению в нормативное состояние отделений и иных объектов почтовой связи в сельской и в труднодоступной местности. На эти цели из федерального бюджета до 2025 года должно быть направлено не менее 25 млрд. руб. Наряду с этим, соответствующие ассигнования на указанные цели выделяются Обществом за счет собственных средств.
В этой связи, учитывая беспрецедентные усилия, предпринимаемые государством для развития Общества, законопроектом вносятся изменения в ряд федеральных законов, направленные на оказание мер поддержки организациям федеральной почтовой связи при осуществлении их деятельности, а также на снижение регуляторной нагрузки.
1. Так, предлагается установить, что доставка пенсий наличными денежными средствами (на дому или в кассе) будет осуществляться исключительно организациями федеральной почтовой связи. Для этого соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На 1 января 2022 года, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в стране насчитывалось 11,9 млн. пенсионеров, получающих пенсию наличными денежными средствами. Подавляющему большинству из них (10,4 млн. человек) она выплачивается через организации федеральной почтовой связи и только 1,5 млн. человек (около 13%) - посредством иных (альтернативных) доставочных организаций. Единый тариф на доставку пенсий составляет 1,17% от размера доставленных сумм.
При этом следует учесть, что альтернативные доставочные организации действуют преимущественно в городской местности, где себестоимость доставки пенсий является минимальной. В свою очередь, гораздо более затратную и трудоемкую доставку пенсий в сельской и труднодоступной местности принимает на себя Общество, несмотря на ее заведомую убыточность. Таким образом, альтернативные доставщики находятся в гораздо более выгодных условиях по отношению к Обществу.
Важно также отметить, что абсолютное большинство альтернативных доставочных организаций (более 90%) обладают правовым статусом общества с ограниченной ответственностью и минимальным уставным капиталом в размере 10 тыс. руб., что создает существенные риски неисполнения взятых обязательств. Ранее неоднократно имели место примеры, когда при возникновении чрезвычайных ситуаций доставочные организации отказывались от дальнейшей доставки пенсий (пособий), в результате чего Общество было вынуждено принимать эти обязательства на себя (Приморский край, Амурская и Иркутская области).
Реализация предлагаемой нормы обеспечит гарантированное и бесперебойное получение пенсий на всей территории страны, а также позволит Обществу минимизировать существующие затраты по доставке пенсий в сельской и труднодоступной местности.
При этом, учитывая, что в настоящее время имеются действующие договоры между альтернативными доставочными организациями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, устанавливается срок вступления в силу вышеуказанных норм с 1 марта 2023 года, до наступления которого обеспечивается возможность осуществления деятельности по расторжению указанных договоров с альтернативными доставочными организациями и заключению соответствующих договоров с Обществом.
2. Изменениями в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) вводится запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты (далее - ГЗПО) ниже их номинальной стоимости, за исключением продажи ГЗПО организациям федеральной почтовой связи. Эта мера позволит минимизировать выпуск и оборот поддельных ГЗПО (почтовых марок и пр.).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 176-ФЗ, исключительными правами на издание и организацию распространения ГЗПО обладают федеральные органы исполнительной власти в области связи. Единственным производителем ГЗПО в Российской Федерации является АО "Марка" (внесено в уставный капитал Общества). Вместе с тем, по данным Общества, только за период с 2020 года по апрель 2022 года без его участия было проведено 1055 тендеров по закупкам ГЗПО на общую сумму 142,7 млн руб.
Характерно, что организации-победители таких тендеров не оказывают универсальные услуги почтовой связи, не являются операторами почтовой связи, не закупают ГЗПО в АО "Марка", однако реализуют ГЗПО при указанных закупках ниже номинальной стоимости. Предлагаемые изменения сделают экономически невыгодным оборот поддельных ГЗПО, который наносит существенный ущерб интересам Общества.
3. Как уже отмечалось, Общество обладает самой большой филиальной сетью (более 38 тыс. отделений) во всех регионах страны. Учитывая отсутствие в труднодоступной и сельской местности кредитно-финансовых учреждений, их функции выполняются отделениями почтовой связи, которые осуществляют операции с денежными средствами граждан. Ежегодный объем денежных транзакций, проходящий через Общество, составляет порядка 2,6 трлн руб.
Вместе с тем, при операциях с незначительными денежными суммами (до 15 тыс. руб.), сотрудники Общества обязаны проводить идентификацию клиентов, что существенно затрудняет работу и создает неудобства для населения. В то же время организации кредитно-финансовой сферы от такой обязанности освобождены.
В этой связи в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вносятся соответствующие изменения. Устанавливается, что идентификация и упрощенная идентификация клиента - физического лица организациями федеральной почтовой связи не проводится при оказании услуг почтового перевода денежных средств на сумму до 15 тыс. руб., в случае оплаты указанным способом жилищно-коммунальных услуг и перечисления платежей в бюджет Российской Федерации (за исключением случаев, если у работников организации почтовой связи возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
4. В целях дополнительной защиты прав пользователей услугами связи и гарантированного возмещения нанесенного им ущерба, вносятся изменения в Федеральный закон N 176-ФЗ, расширяющие срок проведения проверки предъявляемых Обществу претензий. Установленный действующей редакцией закона срок (30 суток) не всегда позволяет окончательно определить причины возникшего нарушения пересылки почтового отправления. Это может быть, в частности, связано с задержанием почтового отправления для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, таможенного досмотра и т.п.
Поправки устанавливают, что срок рассмотрения претензии может быть продлен еще до 30 суток, но исключительно в случае необходимости получения дополнительных документов и информации, необходимых для рассмотрения претензии, в том числе от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и от иных должностных лиц. При этом заявитель в обязательном порядке уведомляется о таком продлении. Корреспондирующие изменения вносятся также в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
5. В целях оптимизации деятельности по формированию уставного капитала Общества предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 июня 2018 года N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Так, в настоящее время, к внесению в уставный капитал Общества (в качестве дополнительного вклада) подлежит порядка 26,1 тыс. объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки. Это требует проведения большого объема кадастровых работ, оценки данного имущества и иных действий, включая размещение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, регистрации права собственности Российской Федерации.
При этом кадастровые работы могут включать в себя межевание кварталов территорий, необходимость согласования границ земельных участков, что может привести к длительным срокам выполнения работ в 6-18 месяцев. Для принятия решений о передаче объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, либо муниципальной собственности в федеральную собственность требуется в среднем 6 месяцев. Проведение работ по устранению технических, реестровых ошибок в ЕГРН, а также работ по разделу земельных участков или оформлению сервитутных отношений может длиться до 12 месяцев.
В связи с необходимостью завершения мероприятий по подготовке объектов недвижимого имущества, а также земельных участков, занятых такими объектами недвижимого имущества, к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов, предлагается исключить в Федеральном законе N 171-ФЗ ограничение по срокам проведения указанных мероприятий Обществом, а также исключить в Федеральном законе N 171-ФЗ, Федеральном законе N 218-ФЗ ограничение по сроку, до которого государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, подлежащих внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, осуществляется на основании декларации об объектах недвижимости.
Внесение соответствующих изменений позволит минимизировать случаи приостановления и отказов в осуществлении вышеуказанных процедур в отношении объектов недвижимого имущества и земельных участков, в отношении которых не были проведены соответствующие мероприятия.
Направленный на совершенствование организационно-правовых основ деятельности АО "Почта России" проект федерального закона не только обеспечит существенные меры дополнительной поддержки Обществу, но и позволит повысить уровень качества оказания услуг почтовой связи, а также защитит наиболее социально уязвимую группу граждан - пенсионеров, в части гарантированной и бесперебойной доставки им пенсий (особенно в сельской и в труднодоступной местности).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.