Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212372-8 "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях оптимизации вопросов выдачи разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (далее - разрешение на строительство).
В настоящее время по общему правилу согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 указанной статьи и другими федеральными законами. В свою очередь частью 5 указанной статьи установлены исключительные случаи, когда полномочия по выдаче разрешений на строительство осуществляют органы государственной власти и организации специальной компетенции.
Так, согласно пункту 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдачу разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), осуществляет федеральный орган управления государственным фондом недр (Роснедра и его территориальные органы).
В рамках проводимой реформы по оптимизации государственных услуг, исключения излишней административной нагрузки на бизнес законопроектом предлагается передать данные полномочие вновь органам местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, как это было предусмотрено до принятия Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Анализ сведений о количестве выданных территориальными органами Роснедр разрешений на строительство за 2021 г. позволяет установить среднее значение количества документов по федеральным округам - разрешений на строительство - 571 ед., разрешений на ввод в эксплуатацию - 251 ед. Наибольшее количество выданных документов приходится на Уральский федеральный округ - разрешений на строительство 4 421 ед., разрешений на ввод в эксплуатацию - 1 561, при этом на территории данного округа расположено 1 164 муниципальных образований. В составе Приволжского федерального округа находится 14 субъектов, в границах которых расположено 5 596 муниципальных образований. За 2021 г. Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдано 767 разрешений на строительство, 481 разрешение на ввод в эксплуатацию.
При этом у Роснедр в ведении находится только 10 территориальных органов и рассмотрение материалов, поступающих на получение государственной услуги, осуществляется штатной численностью сотрудников.
В связи с этим в целях оптимизации оказания государственных услуг по выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, повышения скорости оказания услуги по выдаче данных разрешений, разгрузки центрального аппарат Роснедр и его территориальных органов законопроектом предлагается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, передать полномочие по выдаче разрешения на строительство (и соответственно - по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) от Роснедр и его территориальных органов органам местного самоуправления, как это было до 2011 г.
С учетом приведенных выше расчетов планируется, что одно муниципальное образование в течение одного календарного года будет выдавать от 0 до 4 разрешений, в связи с чем дополнительная нагрузка на органы местного самоуправления вследствие передачи указанных полномочий возложена не будет.
Законопроектом не вводятся дополнительные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также не вводятся дополнительные обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Включение в законопроект положения о вступлении его положений в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки подзаконного нормативного правового регулирования в реализацию законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не затрагивает регламентирующих вопросов, указанных в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация Федерального закона будет осуществляться в пределах установленной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам в бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Федеральный закон не предполагает наделение органов местного самоуправления новыми функциями и не повлечет изменение порядка предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства органами местного самоуправления.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Выдача разрешения на строительство федеральным органом управления государственным фондом недр, которая предусмотрена пунктом 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является частным случаем, выделение которого обусловлено исключительно фактом расположения объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и не предполагает применение Роснедрами и его территориальными органами в рамках оказания государственной услуги своей специальной компетенции.
Процедура выдачи разрешения на строительство, установленная Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Роснедр от 14 ноября 2019 г. N 488 (далее - Административный регламент), предполагает направление Роснедрами и его территориальными органами межведомственных запросов в органы местного самоуправления ввиду отсутствия в распоряжении Роснедр и его территориальных органов сведений, необходимых для оказания данной государственной услуги.
Таким образом, государственная услуга по выдаче разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, является для Роснедр непрофильной и в любом случае предусматривает необходимость участия в процедуре органов местного самоуправления.
В связи с этим упразднение функции Роснедр и его территориальных органов по выдаче разрешений на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, не повлечет расширение функций органов местного самоуправления, поскольку указанная функция уже предусмотрена действующей частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Административного регламента, пунктом 25 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, разрешение на строительство которого было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденного приказом Роснедр от 10 декабря 2019 г. N 530, государственная пошлина за предоставление государственных услуг по выдаче разрешительных документов не взимается.
В связи с этим принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений:
1. В Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293.
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
Соисполнители - Минприроды России.
2. В постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1785 "Об утверждении Правил обеспечения возможности предоставления государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и перечня государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, в отношении которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечить возможность их предоставления через региональные порталы государственных и муниципальных услуг".
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
Соисполнители - Минприроды России.
3. В приказ Федерального агентства по недропользованию от 14 ноября 2019 г. N 488 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)".
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
4. В приказ Федерального агентства по недропользованию от 10 декабря 2019 г. N 530 "Об утверждении Административного регламента предоставления федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, разрешение на строительство которого было выдано Федеральным агентством по недропользованию".
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
5. В соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N 886-р.
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
Соисполнители - Минприроды России;
6. В соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 1083-р.
Срок принятия акта - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Роснедра.
Соисполнители - Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.