Проект федерального закона N 211189-8
"Об уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих в Российской Федерации"
(вносится Депутатами Государственной Думы A.Г. Нечаевым, B.А. Даванковым, C.В. Авксентьевой)
Статья 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав военнообязанных и военнослужащих (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъектах Российской Федерации.
Статья 2. Деятельность Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, реализации и соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
3) развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих.
3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.
Статья 4. Требования к Уполномоченному
1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, восстановлению нарушенных прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих либо опыт правозащитной деятельности.
2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.
Статья 5. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств;
2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иных организаций, оказывающими услуги военнообязанных и военнослужащих;
4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;
5) предупреждение нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих.
Статья 6. Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:
1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы военнообязанных и военнослужащих, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
4) обращается в суд с административными и иными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы военнообязанных и военнослужащих, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским и иным делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными организациями, оказывающими социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.
3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации, оказывающими социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих;
3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся военнообязанные и военнослужащие;
4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, иные организации, оказывающими социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.
5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, иные организации, оказывающими социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.
Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений
1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан, объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.
2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах прохождения военной службы, а также в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями соответствующих организаций и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.
3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.
4. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.
5. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.
Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного
1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.
2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".
Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих
1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих.
2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъектах Российской Федерации:
1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
2) оказывает уполномоченным по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;
3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по защите прав военнообязанных и военнослужащих.
Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы
1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.
2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.
Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного
1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.
2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации
1. Законом субъекта Российской Федерации учреждается должность уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, оказывающими социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих;
2. Должность уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
3. Уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.
4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
5. Уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по защите военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации
1. Уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации:
1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих на территории субъекта Российской Федерации;
2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации;
3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих.
2. По окончании календарного года уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.
3. Уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, оказывающие социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;
3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся военнообязанных и военнослужащих;
4) обращаться в суд с административными и иными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы военнообязанных и военнослужащих, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы военнообязанных и военнослужащих;
6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы военнообязанных и военнослужащих;
7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов военнообязанных и военнослужащих;
4. Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по защите прав военнообязанных и военнослужащих в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, оказывающих социальные и иные услуги военнообязанных и военнослужащих, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.