Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212657-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Проект федерального закона направлен на повышение эффективности работы государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система маркировки), контроля качества товаров, находящихся в обращении в Российской Федерации, и борьбы с их фальсификацией.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Согласно действующей редакции пункта 6.1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) пользователи, которые осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации, и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационную систему маркировки или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (далее - информационные системы), в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 Закона 54-ФЗ.
Вместе с тем имеют место случаи, при которых в информационную систему маркировки передаются сведения о реализации маркированного товара только в разрезе кода товара (вида товара) без указания индивидуальных кодов.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 20.1 Закона N 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему маркировки. Согласно части 10 статьи 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче в информационную систему маркировки сведений, предусмотренных Законом N 381-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 8 Закона N 381-ФЗ.
Таким образом, Правительство Российской Федерации вправе установить порядок передачи сведений о товаре, подлежащем обязательной маркировке средствами идентификации: в частности, в случаях торговли маркированными товарами, продажа которых осуществляется посредством торгового автомата (вендинг), продажи в сегменте HoReCa (услуги общественного питания), а также в случае продажи товара посредством контрольно-кассовой техники между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
В случае с вендингом важно отметить, что торговые автоматы (вендинг) не имеют технической возможности проводить предварительное сканирование средств идентификации во время передачи товара конечному покупателю из-за особенностей хранения и передачи выбранной продукции покупателю. Доработка существующих торговых автоматов потребует проведения научно-исследовательских работ отраслью и существенных денежных затрат на адаптацию и (или) переоснащение действующих торговых автоматов, а также увеличение стоимости новых торговых автоматов и их обслуживания из-за существенного усложнения их технических решений. В данном случае подача сведений о выбытии маркированной продукции осуществляется до загрузки в автомат.
В случае реализации маркированной продукции в сегменте HoReCa возникает процесс, когда фискальный документ формируется до фактической передачи товара конечному покупателю. Примером может служить сервис доставки заказа в автотранспорт или оформление заказа на терминалах в зоне обслуживания. Реализация данных случаев в рамках действующего Закона N 54-ФЗ порождает сложности формирования данных и нарушает целостность этих данных в информационной системе маркировки ввиду того, что происходят как процесс подачи сведений о реализации маркированной продукции после фактической реализации, так и процесс получения сведений о реализованных объемах продукции по GTIN, переданных посредством фискальных документов, сформированных в момент расчета.
В случае реализации (продажи) маркированной продукции между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями посредством контрольно-кассовой техники отрасль не имеет возможности организовать считывание каждой единицы маркированной продукции в зоне передачи данного товара. Ввиду того, что смена владельца товара в данном случае не является продажей конечному покупателю, действующая норма пункта 6.1 статьи 1.2 Закона 54-ФЗ содержит избыточное требование в отношении маркированной продукции.
Приведенные случаи особенно актуальны для маркированной упакованной воды, молочной продукции, в том числе мороженого и сыров.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона устанавливаются случаи, при которых применяются иные правила формирования сведений при расчете за маркированный товар.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Срок вступления в силу соответствующего федерального закона обусловлен социальной важностью предлагаемых изменений.
В проекте федерального закона содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Сведения о видах разрешительной деятельности отсутствуют.
Соответствующие виды государственного контроля (надзора) указаны в Правилах обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1955.
Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований и последствия их несоблюдения закреплены в статьях 15.12 и 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статье 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем принятие Закона потребует внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил маркировки отдельных товаров средствами идентификации путем принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Принятие указанного постановления необходимо в целях реализации положений Закона и Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Данное постановление установит иные правила формирования сведений при расчете за маркированный товар в случаях, указанных в Законе, путем внесения изменений в отраслевые правила маркировки средствами идентификации.
Срок подготовки - в течение 30 дней со дня принятия Закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель - Минпромторг России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.