Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212656-8 "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2022 года N 4-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс".
Законопроект направлен на устранение правовой неопределенности нормативного содержания абзаца второго пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования им не обеспечивается должная степень определенности и оперативности в решении вопроса о наличии обстоятельств, при которых прекращение (или снижение объема ниже минимально необходимого для безопасного состояния опасного производственного объекта) расходов, в том числе осуществляемых в рамках обычной хозяйственной деятельности, может создать реальную угрозу возникновения техногенной и (или) экологической катастрофы либо гибели людей, что предполагает оплату таких расходов вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.
Применение абзаца второго пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве как правило ограничивается случаями, когда наличие таких фактов как реальность угрозы наступления опасных последствий, а также действительная направленность мероприятий на их предотвращение является очевидным. Для менее очевидных случаев судебная практика не выработала критерии, в соответствии с которыми должно определяться наличие обстоятельств, свидетельствующих о реальности угрозы катастроф, а также критерии отнесения тех или иных платежей к расходам на проведение мероприятий по их недопущению, что обусловливало бы внеочередное удовлетворение требований по таким платежам.
Законопроектом вводятся критерии оценки реальности угрозы наступления техногенной и (или) экологической катастрофы либо гибели людей, а также критерии отнесения текущих платежей (в частности, эксплуатационных платежей) к внеочередным расходам.
Обстоятельства, характеризующие реальность угрозы и необходимость предупреждения возникновения указанных последствий, могут быть подтверждены осуществляющими государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере деятельности федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим муниципальный контроль в соответствующей сфере деятельности органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в установленном ими порядке по обращению конкурсного управляющего или арбитражного суда.
Кроме того, законопроект предусматривает право арбитражного суда обязать кредитора, имеющего право на внеочередное удовлетворение требования, не прекращать поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг и (или) не снижать их объем ниже уровня, минимально необходимого для безопасного состояния соответствующего объекта.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" потребует:
1) издания приказа МЧС России об утверждении порядка рассмотрения МЧС России обращений в соответствии с пунктом 1.2 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Головной исполнитель - МЧС России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: установление порядка рассмотрения МЧС России обращений конкурсного управляющего или арбитражного суда об оценке реальности угрозы возникновения техногенных и экологических катастроф и их последствий, гибели людей, в целях минимизации таких рисков при банкротстве предприятий в поднадзорных сферах деятельности;
2) издания приказа Ростехнадзора об утверждении порядка рассмотрения Ростехнадзором обращений в соответствии с пунктом 1.2 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Головной исполнитель - Ростехнадзор.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: установление порядка рассмотрения Ростехнадзором обращений конкурсного управляющего или арбитражного суда об оценке реальности угрозы возникновения техногенных и экологических катастроф и их последствий, гибели людей, в целях минимизации таких рисков при банкротстве предприятий в поднадзорных сферах деятельности;
3) издания приказа Росприроднадзора об утверждении порядка рассмотрения Росприроднадзором обращений в соответствии с пунктом 1.2 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Головной исполнитель - Росприроднадзор.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: установление порядка рассмотрения Росприроднадзором обращений конкурсного управляющего или арбитражного суда об оценке реальности угрозы возникновения техногенных и экологических катастроф и их последствий, гибели людей, в целях минимизации таких рисков при банкротстве предприятий в поднадзорных сферах деятельности;
4) издания приказа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" об утверждении порядка рассмотрения обращений в соответствии с пунктом 1.2 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Головной исполнитель - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: установление порядка рассмотрения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" обращений конкурсного управляющего или арбитражного суда об оценке реальности угрозы возникновения техногенных и экологических катастроф и их последствий, гибели людей, в целях минимизации таких рисков при банкротстве предприятий в сфере деятельности госкорпорации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.