Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "б" пункта 17 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "О противодействии коррупции" и "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в части, касающейся:
необходимости представления сведений о расходах по погашению кредитов (займов) на общую сумму, превышающую совокупный доход должностного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;
необходимости представления сведений о расходах в случае рассрочки платежа по оплате имущества или поэтапного погашения кредита (займа);
представления сведений о расходах на погашение кредитов (займов) в случаях рефинансирования и новации;
отражения сделок, совершенных третьими лицами от имени и (или) в интересах должностного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
имплементации решений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости учета дохода супруги (супруга) должностного лица, полученного в период нахождения в браке с данным лицом, а также о невозможности изъятия имущества, приобретенного должностным лицом или членами его семьи до назначения (избрания) данного лица на должность или супругой (супругом) должностного лица до вступления в брак с данным лицом (Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2017 г., Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 1-П);
установления десятилетнего пресекательного срока принятия решения об осуществлении контроля за расходами по аналогии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности;
конкретизации обстоятельств и заявлений, с которыми Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Десятилетний пресекательный срок принятия решения об осуществлении контроля за расходами по аналогии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности преследует своей целью установление принципов справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, правовой определенности и стабильности гражданского оборота.
При этом для обеспечения правовой определенности в части установления предельного срока для принятия решения об осуществлении контроля за расходами законопроектом предлагается распространить данное регулирование только в отношении сделок, совершенных с 1 января 2023 г.
Вступление в силу законопроекта с 1 января 2024 г. обусловлено необходимостью осуществления организационных мероприятий, в частности, актуализации специального программного обеспечения "Справки БК", а также доведения до сведения предлагаемых законопроектом изменений до всех заинтересованных должностных лиц. Вместе с тем законопроектом предусматривается обязанность по представлению сведений о расходах в отношении сделок, совершенных с 1 января 2023 г.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" потребует внесения изменения в Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в части приведения указанного Федерального конституционного закона в соответствие с данным федеральным законом.
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", предусматривающий соответствующее изменение, будет подготовлен в течение месяца со дня принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Головной исполнитель: Минтруд России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" не потребует приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем потребуется внесение изменений в:
Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в части корректировки объема сведений, проверяемых при осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о расходах;
Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции", в части корректировки подлежащих опубликованию сведений об источниках получения средств, за счет которых совершены расходы по сделке, погашению кредитов (займов);
форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", в части корректировки раздела 2 "Сведения о расходах" указанной формы справки;
Правила представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";
приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. N 530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в части уточнения формы, подлежащей размещению в сети "Интернет";
приказ Минтруда России 31 марта 2015 г. N 206н "Об утверждении инструктивно-методических указаний о порядке подготовки и направления в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, необходимых для обращения прокурора в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы".
Головным исполнителем по разработке соответствующих проектов нормативных правовых актов предлагается определить Минтруд России. Срок подготовки документа - в течение шести месяцев после принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Также потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов в целях их приведения в соответствие с вышеуказанными нормативными правовыми актами. Данные изменения будут подготовлены соответствующими федеральными государственными органами в трехмесячный срок после внесения изменений в вышеперечисленные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.