Проект федерального закона N 212399-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 37; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 11, ст. 1175; N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 7, ст. 905; N 11, ст. 1502; N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 17, ст. 4201; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2013, N 45, ст. 5797; N 48, ст. 6165; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; N 30, ст. 4456; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4822, 4843, 4860; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421, 4459; N 52, ст. 7789, 7796; 2020, N 17, ст. 2719; N 31, ст. 5040; N 50, ст. 8047; 2021, N 1, ст. 19, 73; N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) абзац пятый после слов "оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике," дополнить словами "управлению изменением режима потребления электрической энергии (далее также - режим потребления),";
б) в абзаце восьмом после слов "особых товаров - электрической энергии и мощности" дополнить словами ", а также услуг";
в) абзац девятый изложить в следующей редакции:
"субъекты оптового рынка - юридические лица, имеющие статус субъекта оптового рынка, полученный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;";
г) абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"коммерческий учет электрической энергии (мощности) - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, за связанные с указанными поставками услуги, за услуги по управлению изменением режима потребления, а также за услуги по изменению режима потребления;";
д) дополнить абзацами следующего содержания:
"услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии - оказываемые на оптовом рынке услуги, представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и (или) агрегированного объекта управления изменением режима потребления электрической энергии, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии таких объектов в требуемый период времени;
услуги по изменению режима потребления электрической энергии - услуги, оказываемые потребителями розничных рынков или оптового рынка на основании договора, заключенного с агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии, представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка или оптового рынка, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени; .
агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии из принадлежащих третьим лицам объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка и оказывающая с использованием таких объектов услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии при условии получения в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка статуса субъекта оптового рынка и отбора данной организации в качестве исполнителя услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка - используемые для изменения режима потребления электрической энергии энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, принадлежащие одному потребителю электрической энергии - субъекту оптового рынка и относящиеся к одной группе точек поставки на оптовом рынке, с использованием которых такой потребитель или агрегатор управления изменением режима потребления (в случае заключения договора оказания услуг по изменению режима потребления с соответствующим потребителем оптового рынка в отношении данного объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка) оказывает услуги по управлению изменением режима потребления, если такие энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка - используемые для изменения режима потребления электрической энергии энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства), находящееся (находящиеся) в единых границах балансовой принадлежности и принадлежащее (принадлежащие) одному потребителю электрической энергии - субъекту розничного рынка и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, если такие энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими указанному потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии - объект регулирования потребления электрической энергии потребителей розничного рынка, объект регулирования потребления электрической энергии потребителей оптового рынка или совокупность данных объектов, сформированные агрегатором управления изменением режима потребления в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, или объекты регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, сформированные указанным потребителем электрической энергии - субъектом оптового рынка в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для целей использования при оказании услуг по управлению изменением режима потребления.";
2) абзац первый пункта 4 статьи 8 после слов "заниматься деятельностью" дополнить словами "по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления и деятельностью";
3) пункт 4 статьи 12 после слов "запрещается заниматься" дополнить словами "деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления и";
4) пункт 1 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:
"организацию и проведение отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
5) пункт 1 статьи 21 дополнить абзацем следующего содержания:
"устанавливает показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, отражающие исполнение указанными субъектами своих обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии (далее - показатели финансовой дисциплины), а также правила осуществления мониторинга выполнения таких показателей.";
6) статью 23.1 Пополнить пунктом 6.4 следующего содержания:
"6.4. Расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не учитываются при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.";
7) в статье 30:
а) абзац второй пункта 1 после слов "на оптовом рынке," дополнить словами "а также с оказанием услуг на оптовом рынке,";
б) в пункте 2:
в абзаце втором слова "продавцов и покупателей электрической энергии" заменить словами "субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии";
в абзаце девятом слова "покупателями электрической энергии, принявшими на себя в установленном правилами оптового рынка порядке обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, а также" исключить;
8) пункт 1 статьи 31:
а) после слов "настоящим Федеральным законом" дополнить словами "и правилами оптового рынка, агрегаторы управления изменением режима потребления,";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"Агрегаторы управления изменением режима потребления участвуют на оптовом рынке в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления с использованием сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления при условии получения в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статуса субъекта оптового рынка.
Для участия в обороте электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке агрегатор управления изменением режима потребления должен в порядке, установленном правилами оптового рынка, подтвердить выполнение требований, предъявляемых к соответствующему участнику обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка для целей участия в обращении электрической энергии и (или) мощности, вправе участвовать в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления, в качестве агрегаторов управления изменением режима потребления при условии подтверждения в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, соответствия количественных характеристик заявляемого ими снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления критериям, установленным правилами оптового рынка.";
9) в статье 32:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления, и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления, обязаны оказывать такие услуги по договорам, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка.
Исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления могут быть агрегаторы управления изменением режима потребления, а также потребители электрической энергии, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Для участия в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления на оптовом рынке, агрегаторы управления изменением режима потребления заключают в качестве заказчиков договоры оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии с потребителями электрической энергии - субъектами розничных рынков, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, и (или) с потребителями электрической энергии - субъектами оптового рынка, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, и совершают иные действия, направленные на формирование агрегированных объектов управления изменением режима потребления.
Порядок формирования агрегированных объектов управления изменением режима потребления, требования к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и правила оказания услуг по управлению изменением режима потребления устанавливаются правилами оптового рынка. Каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка и каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка могут использоваться только одним лицом для оказания услуг по управлению изменением режима потребления или услуг по изменению режима потребления.
Покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.
Субъекты оптового рынка, оказывающие услуги по управлению изменением режима потребления, обязаны на условиях и в порядке, определяемых правилами оптового рынка, осуществлять комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и (или) агрегированного объекта управления изменением режима потребления.
Факт предоставления и получения мощности и факт оказания услуг по управлению изменением режима потребления подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктур в соответствии с правилами оптового рынка.
Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию, в том числе с учетом результатов отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления и необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.
В целях обеспечения роста экономики и потребностей населения Российской Федерации в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган осуществляет долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры рынка и формирует при этом генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства.
Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения ее надежного функционирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, определенные документами перспективного развития электроэнергетики.
Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления, в пределах которого осуществляется отбор исполнителей таких услуг и который учитывается при проведении отбора мощности на конкурентной основе, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При проведении отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления учитывается предельная стоимость совокупного объема оказания таких услуг, рассчитываемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из принципа обеспечения достижения на оптовом рынке положительного экономического эффекта для покупателей электрической энергии на оптовом рынке от оказания услуг по управлению изменением режима потребления с учетом соответствующего объема услуг при осуществлении торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.
Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии и определенные по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций на основании заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или соглашений о порядке взаимодействия, заключенных с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.
Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию, мощность и услуги по управлению изменением режима потребления:
производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии, мощности и цен оказания услуг по управлению изменением режима потребления за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию, цен на мощность и цен на услуги по управлению изменением режима потребления, определяемых по результатам отбора:
в отношении электрической энергии - ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
в отношении мощности - ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности, а также прогнозируемых объемов услуг по управлению изменением режима потребления;
в отношении услуг по управлению изменением режима потребления - ценовых заявок исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления в пределах прогнозируемых объемов таких услуг в соответствующий календарный год, определяемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления сторонами двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления.
В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.
Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.
При заключении в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, а также отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления условия таких договоров определяются их сторонами самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.
Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен и стоимости услуг по управлению изменением режима потребления. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.
В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.
Указанный объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике режимами работы без учета результатов таких торгов.
Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, цена и стоимость услуг по управлению изменением режима потребления на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления, проданных (оказанных) в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления, соответственно проданных или оказанных либо купленных или оплаченных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).
В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.";
10) в статье 33:
а) в пункте 3:
абзац восьмой дополнить словами ", субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления";
абзац девятнадцатый дополнить словами ", а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления";
абзац двадцать первый дополнить словами "и фактов оказания услуг по управлению изменением режима потребления";
в абзаце двадцать втором слова ", выполнение иных функций в соответствии с правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации" исключить;
дополнить новым абзацем двадцать пятым следующего содержания:
"мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, и выполнения указанными субъектами показателей финансовой дисциплины;";
дополнить абзацем двадцать шестым следующего содержания:
"выполнение иных функций, установленных актами Правительства Российской Федерации.";
абзац двадцать пятый считать абзацем двадцать седьмым;
дополнить абзацем следующего содержания:
"Мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа организацией коммерческой инфраструктуры информации о финансовом состоянии указанных субъектов оптового рынка, представленной данными субъектами оптового рынка, с целью своевременного выявления, оценки и прогнозирования рисков невыполнения указанными субъектами оптового рынка обязательств по оплате электрической энергии, мощности и услуг, связанных с обращением таких товаров. Порядок проведения мониторинга финансового состояния указанных субъектов оптового рынка, а также состав информации, необходимой для проведения такого мониторинга, и порядок ее представления определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.";
б) в пункте 4:
абзац двадцать первый дополнить словами ", субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Организация коммерческой инфраструктуры вправе являться представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности по договорам, обеспечивающим осуществление торговли электрической энергией и (или) мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, в том числе на основании договоров коммерческого представительства. Организация коммерческой инфраструктуры вправе одновременно являться стороной указанных договоров, действуя от своего имени, и выступать представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности в указанных договорах.";
в) в пункте 7:
абзац первый после слова "мощности" дополнить словами ", оказания услуг по управлению изменением режима потребления";
абзац четвертый после слова "мощности," дополнить словами " оказания услуг по управлению изменением режима потребления,";
дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
"Услуги коммерческого оператора оптового рынка по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления, оплачиваются субъектами оптового рынка - исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления, а также организациями, имеющими намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления.";
абзацы пятый и шестой считать соответственно абзацами шестым и седьмым;
г) в пункте 9:
абзац первый после слова "мощности" дополнить словами ", услуг по управлению изменением режима потребления";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Предоставление сторонам договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, а также договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления информации об объеме подлежащих исполнению обязательств по продаже электрической энергии (мощности), по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления и оплате указанных обязательств, сверка и (или) зачет взаимных встречных требований субъектов оптового рынка, подготовка для сторон договоров документов, связанных с исполнением ими указанных договоров, осуществляются централизованно специализированными коммерческими организациями. На указанную деятельность не распространяется законодательство Российской Федерации о клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте.";
абзац третий дополнить словами ", а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления между отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления и покупателями электрической энергии и мощности";
д) пункт 10 после слова "электрической энергии" дополнить словами "и (или) мощности, агрегаторов управления изменением режима потребления";
11) в статье 35:
а) в наименовании слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
б) в абзаце первом пункта 1 слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
в) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Статус субъектов оптового рынка получают:";
дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"агрегатор управления изменением режима потребления получает статус субъекта оптового рынка для целей оказания услуг по управлению изменением режима потребления при условии, что количественные характеристики заявляемого им в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных им агрегированных объектов управления изменением режима потребления соответствуют критериям, установленным правилами оптового рынка.";
абзац девятый считать абзацем десятым и в нем после слов "в обороте электрической энергии" дополнить словами "и (или) мощности";
г) в пункте 3:
в абзаце первом слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления";
в абзаце втором слова "участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" заменить словами "участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления";
д) в пункте 4 слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления";
е) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"Субъекты оптового рынка, участники обращения электрической энергии на оптовом рынке должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка к юридическим лицам для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке.
В отношении одного и того же энергопринимающего устройства потребители электрической энергии могут участвовать либо в купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке, либо в купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках.";
ж) в пункте 6:
после слова "требованиям" дополнить словами ", в том числе в случае несоответствия установленным Правительством Российской Федерации показателям финансовой дисциплины,";
слова "- участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" исключить;
12) статью 36 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. При установлении показателей финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, учитывается в том числе исполнение сетевыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, приобретаемой указанными организациями в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях.
Показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, должны соответствовать показателям финансовой дисциплины, установленным Правительством Российской Федерации.";
13) в статье 37:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"агрегаторы управления изменением режима потребления.";
б) в пункте 3:
абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе для целей расчетов за услуги по управлению изменением режима потребления и услуги по изменению режима потребления;";
дополнить абзацем следующего содержания:
"требования к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков, особенности организации коммерческого учета электрической энергии (мощности), потребляемой такими объектами.";
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, имеющие статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, а также сетевые организации, с которыми указанными субъектами заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии и (или) договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь, обязаны представлять в организацию коммерческой инфраструктуры в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, документы и (или) информацию, необходимые для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины.
Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в случаях, порядке и составе, установленных Правительством Российской Федерации, обязаны представлять в организацию коммерческой инфраструктуры документы и (или) информацию о состоянии расчетов с субъектами розничных рынков.".
14) абзац первый пункта 1 статьи 40 после слов "электрическую энергию и мощность" дополнить словами ", услуги по управлению изменением режима потребления";
15) абзац четвертый пункта 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"Указанным лицам запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления и деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика).".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Абзацы шестой и седьмой подпункта "а" пункта 10, абзац второй подпункта "ж" пункта 11, абзац третий пункта 12 и подпункт "в" пункта 13 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Положения абзаца третьего подпункта "б" пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона не применяются в отношении обязательств по изменению режима потребления электрической энергии, принятых покупателями электрической энергии - субъектами оптового рынка по результатам отбора мощности на конкурентной основе, проведенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Услуги по управлению изменением режима потребления, услуги по изменению режима потребления не могут оказываться с использованием объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, если в состав такого объекта входит энергопринимающее устройство (объект электроэнергетики), с использованием которого субъектом оптового рынка исполняются обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, принятые по результатам отбора мощности на конкурентной основе, проведенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.