Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212399-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - проект федерального закона) подготовлен Минэнерго России во исполнение пункта 3 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 N 402-р, пункта 30 раздела II плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 1447-р, а также во исполнение указания Президента Российской Федерации от 05.03.2021 N Пр-370 и плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию системы контроля энергосбытовой деятельности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаком 1 июня 2021 г. N 5382п-П51 (пункт 3).
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" и направлен на:
создание правовой основы для функционирования агрегаторов на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), обеспечение применения агрегации спроса и предложения в электроэнергетике;
решение проблемы ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Проектом федерального закона дается определение и закрепляется правовой статус агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии, а также вводится новая разновидность услуг - услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Проект федерального закона также наделяет Правительство Российской Федерации компетенцией по установлению порядка организации и проведения отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления.
Проект федерального закона является следующим этапом развития механизма управления спросом в электроэнергетике и направлен на распространение положительного опыта реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничных рынков электрической энергии, запущенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 N 287 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности", на оптовый рынок.
По информации АО "СО ЕЭС", экономический эффект, полученный всеми покупателями оптового рынка за 2021 год, составил 1 731 млн рублей, в том числе для потребителей, не участвовавших в управлении спросом, 815 млн рублей. В случае применения предусмотренного проектом федерального закона учета объемов управления спросом в конкурентном отборе мощности на указанный период дополнительный расчетный эффект от снижения цены на мощность на конкурентном отборе мощности для всех покупателей оптового рынка составил бы 1,1 млрд рублей.
Кроме того, проект федерального закона регулирует вопросы финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.
Отсутствие мониторинга показателей финансовой дисциплины, отражающих исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, не позволяет оперативно реагировать и воздействовать на недобросовестных гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации, нарушающих платежную дисциплину по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Неисполнение гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии негативно воздействует на энергетическую отрасль в целом, поскольку ввиду неполучения сетевыми организациями оплаты своих услуг последние ограничены в возможностях реализации ремонтных работ и обновления основных фондов энергетического оборудования, тем самым создается риск возникновения аварий и снижения надежности функционирования объектов топливно-энергетического комплекса.
С 2017 года организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется мониторинг энергосбытовой деятельности в отношении и гарантирующих поставщиков, и энергосбытовых организаций. Динамика изменения совокупной величины задолженности за услуги по передаче электроэнергии по результатам данного мониторинга:
на 01.01.2018 - 84,2 млрд руб.;
на 01.01.2019 - 87 млрд руб.;
на 01.01.2020 - 93,9 млрд руб.;
на 01.01.2021 - 102,1 млрд руб.
На 01.01.2022 совокупная величина задолженности за услуги по передаче электроэнергии составляет 97,8 млрд руб. (в т.ч. просроченная задолженность более 25 млрд руб.).
Проект федерального закона предусматривает внесение следующих изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике":
установление требований к гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям на оптовом рынке электрической энергии и мощности по соблюдению установленных Правительством Российской Федерации показателей финансовой дисциплины, отражающих исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, несоответствие которым является основанием для лишения гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности;
наделение совета рынка полномочиями по мониторингу финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций и исполнения ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии;
установление обязанности субъектов электроэнергетики по предоставлению в организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением показателей финансовой дисциплины, отражающих исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии;
порядок предоставления гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями, функционирующими в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, информации о расчетах за электрическую энергию и услуги по передаче электрической энергии.
К отдельным положениям проекта федерального закона применяется особый порядок вступления в силу, что позволит обеспечить период адаптации для субъектов оптового рынка к вводимым показателям финансовой дисциплины.
Проект федерального закона содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования к гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, в части соблюдения установленных Правительством Российской Федерации показателей финансовой дисциплины, отражающих исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Проект федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, добросовестно исполняющих обязательства по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Проект федерального закона не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и его реализация не окажет влияния на доходы и расходы федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) потребует изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом Правительство Российской Федерации наделяется компетенцией по введению соответствующего регулирования.
Описание основных изменений:
Постановлением Правительства Российской Федерации, вносящим изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", предполагается установить показатели финансовой дисциплины имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, отражающие исполнение указанными субъектами своих обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, правила осуществления мониторинга выполнения таких показателей.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
В шестимесячный срок с даты со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2) Правила оптового рынка электрической энергии и мощности,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка, оптовый рынок соответственно).
Обоснование разработки изменения:
проект федерального закона предусматривает включение в торговую систему оптового рынка нового вида услуг - услуг по управлению изменением режима потребления, порядок и случаи приобретения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Система отношений, связанных с оказанием этих услуг, заменит систему отношений по управлению спросом, реализованную в оптовом рынке через механизмы ценозависимого снижения потребления и управления спросом на электрическую энергию в составе услуг по обеспечению системной надежности в рамках пилотного проекта, утвержденного постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 N 287 и от 08.02.2021 N 132. Оказание услуг по управлению изменением режима потребления будет осуществляться новой категорией субъектов оптового рынка - агрегаторами управления изменением режима потребления (далее - агрегаторы) в отношении сформированных ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке агрегированных объектов управления изменением режима потребления. Договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления с исполнителем данных услуг будут заключаться по результатам проводимых системным оператором в установленном Правительством Российской Федерации порядке отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления. Требования к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и правила оказания услуг по управлению изменением режима потребления устанавливаются Правилами оптового рынка. Проект федерального закона предусматривает, что при определении в ценовых зонах оптового рынка предельных уровней нерегулируемых цен для продажи гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках электрической энергии подлежат учету цены на услуги по управлению изменением режима потребления, оплачиваемые гарантирующими поставщиками на оптовом рынке.
Описание основных изменений:
Предполагается внесение изменений и дополнений в Правила оптового рынка в части:
а) определения порядка получения статуса субъекта оптового рынка в качестве агрегатора, требований к агрегированным объектам управления изменением режима потребления и порядка формирования таких объектов;
б) определения порядка проведения отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления;
в) установления правил оказания услуг по управлению изменением режима потребления;
г) определения порядка заключения договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления с учетом обязательности заключения таких договоров и взаимосвязанных с ними сделок субъектами оптового рынка, порядка оплаты услуг по управлению изменением режима потребления;
д) определения порядка подтверждения готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка или агрегированного объекта управления изменением режима потребления и изменения режима потребления электрической энергии таких объектов в требуемый период времени;
е) определения порядка подтверждения факта оказания услуг по управлению изменением режима потребления и функций организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка при подтверждении факта оказания данных услуг;
ж) включения условия об учете результатов отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления в целях обеспечения достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию, в том числе при проведении конкурентных отборов мощности;
з) определения порядка формирования ценовых параметров, складывающихся по результатам торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке и используемых гарантирующими поставщиками в своей деятельности, с учетом включения цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками услуги по управлению изменением режима потребления на оптовом рынке (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей);
и) исключения положений Правил оптового рынка, регулирующих оказание услуг по управлению спросом на электрическую энергию субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, осуществляющими групповое управление изменением нагрузки энергопринимающих устройств потребителей розничных рынков электрической энергии, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 N 287 и от 08.02.2021 N 132, а также исключения механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки проекта нормативного правового акта:
90 дней со дня принятия федерального закона (в соответствии с пунктом 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г. N 402-р) - внесение в Правительство Российской Федерации.
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом Правительство Российской Федерации наделяется компетенцией по введению соответствующего регулирования.
Описание основных изменений:
Постановлением Правительства Российской Федерации, вносящим изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", предполагается установить правила предоставления гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями, функционирующими в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, информации о расчетах за электрическую энергию и услуги по передаче электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
В шестимесячный срок с даты со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4) Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4.05.2012 N 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, розничный рынок соответственно).
Обоснование разработки изменения:
В соответствии с проектом федерального закона для участия в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления на оптовом рынке, агрегаторы как субъекты розничных рынков заключают в качестве заказчиков договоры оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии на розничных рынках с потребителями электрической энергии субъектами розничных рынков.
Описание основных изменений:
Предполагается внесение изменений и дополнений в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в части:
а) определения требований к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка для формирования агрегированного объекта управления изменением режима потребления;
б) определения особенностей организации коммерческого учета электрической энергии (мощности), потребляемой объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка;
в) порядка определения предельного уровня нерегулируемых цен с учетом стоимости услуг по управлению изменением режима потребления, оказываемых на оптовом рынке (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей).
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки проекта нормативного правового акта:
90 дней со дня принятия федерального закона (в соответствии с пунктом 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г. N 402-р) - внесение в Правительство Российской Федерации.
5) Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 (далее - Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен).
Обоснование разработки изменения:
Проект федерального закона предусматривает необходимость учета цен на услуги по управлению изменением режима потребления, оплачиваемые гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, при определении в ценовых зонах оптового рынка предельных уровней нерегулируемых цен для продажи гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках.
Описание основных изменений:
Предполагается внесение изменений и дополнений в Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен для учета цен на услуги по управлению изменением режима потребления, оплачиваемые гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, при определении в ценовых зонах оптового рынка предельных уровней нерегулируемых цен для продажи гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности).
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки проекта нормативного правового акта:
90 дней со дня принятия федерального закона (в соответствии с пунктом 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г. N 402-р) - внесение в Правительство Российской Федерации.
6) Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Обоснование разработки изменения:
Проект федерального закона предусматривает введение новой категории субъектов оптового рынка - агрегаторов. В целях реализации положений проекта федерального закона необходимо внести изменения в Правила недискриминационного доступа в части урегулирования особенностей порядка получения доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка юридическими лицами, желающими получить статус агрегатора.
Описание основных изменений:
Предполагается внесение изменений в Правила недискриминационного доступа по урегулированию порядка получения юридическими лицами доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка в качестве агрегаторов управления изменением режима потребления.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки проекта нормативного правового акта:
90 дней со дня принятия федерального закона (в соответствии с пунктом 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г. N 402-р) - внесение в Правительство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.