Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 216703-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (далее - законопроект) направлен на развитие сегмента добровольного страхования жизни и предусматривает введение нового на российском страховом рынке вида страхования с инвестиционной составляющей - долевого страхования жизни (далее - ДСЖ), а также устанавливает особенности его осуществления.
Указанный вид страхования представляет собой аналог распространенного на зарубежных страховых рынках долевого страхования жизни (unit-linked) и включает одновременно предоставление страховой защиты страхователю или лицу, в пользу которого заключен такой договор страхования, и возможность инвестирования части уплаченной страховой премии в выбранные страхователем паи и получения инвестиционного дохода в зависимости от их рыночной стоимости.
Законопроектом установлено, что для осуществления ДСЖ страховщику (страховой организации) помимо получения лицензии на осуществление добровольного страхования жизни потребуется также получить лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее соответственно - лицензия управляющей компании, Закон об инвестиционных фондах).
Вместе с тем законопроектом предусматривается вариант осуществления данного вида страхования без получения дополнительных лицензий при передаче страховщиком средств в доверительное управление управляющей компании.
В рамках договора ДСЖ страхователь вправе самостоятельно выбирать паи, в которые страховщик будет инвестировать полученные средства, и формировать инвестиционный портфель, менять структуру портфеля, давая соответствующие распоряжения страховщику. Однако такое право страхователя подразумевает, что инвестиционный риск в этом случае несет сам страхователь, а не страховщик, как это предусмотрено по договору ИСЖ.
Таким образом, размер страховой выплаты (страховой суммы) или выкупной суммы по договору ДСЖ преимущественно будет зависеть от рыночной стоимости приобретенных паев. На договор ДСЖ будут распространяться преимущества, действующие в отношении договоров добровольного страхования жизни в части особого порядка наследования, налоговых льгот (получение социального налогового вычета, освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц по договорам).
Введение на российском страховом рынке ДСЖ позволит развить сегмент добровольного страхования жизни и классифицировать виды добровольного страхования жизни таким образом, что будет обеспечиваться удовлетворение потребностей различных категорий потребителей страховых услуг в зависимости от целей инвестирования и организации страховой защиты, ожидаемого инвестиционного дохода, а также готовности нести сопутствующие риски.
Для потребителей финансовых услуг такой страховой продукт будет рассматриваться в качестве еще одного инструмента для долгосрочного инвестирования и накопления денежных средств с одновременным получением страховой защиты, а для экономики - служить источником "длинных денег" и способствовать развитию конкуренции на страховом рынке за счет большего продуктового разнообразия оказываемых страховых услуг. Для страховщиков данная мера будет способствовать расширению сферы их деятельности за счет осуществления деятельности по доверительному управлению, привлечению новых клиентов и популяризации института страхования, а также укреплению доверия страхователей за счет регламентации условий ДСЖ, включая комиссии страховщика и иные расходы по договору ДСЖ.
Поскольку в настоящее время нормативная правовая база для осуществления данного вида страхования отсутствует, то в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" вносятся изменения общего характера, позволяющие создать правовую основу для ДСЖ, для чего в том числе уточняется перечень видов страхования (статья 32.9 названного Закона).
Корреспондирующие изменения вносятся в Закон об инвестиционных фондах, устанавливающий особенности деятельности управляющих компаний.
Кроме того, в развитие положений опубликованного Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклада, которые касаются возможности совмещения видов деятельности отдельными финансовыми организациями 1, законопроектом предлагается расширить разрешенные виды деятельности для страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, посредством предоставления им права осуществлять наравне с управляющими компаниями деятельность по доверительному управлению в соответствии с Законом об инвестиционных фондах. Такая инициатива позволит разрабатывать и предлагать новые страховые продукты, сократить издержки страховщиков без необходимости создания отдельного юридического лица, а также развить конкуренцию на страховом рынке и рынке доверительного управления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
------------------------------
1 Доклад Банка России для общественных консультаций "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке", 2021 г.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.