Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 216878-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях урегулирования вопроса продления возможности использования квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также представителей кредитных организаций, операторов платежной системы, некредитных финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), без применения машиночитаемой доверенности.
В декабре 2021 г. был принят Федеральный закон N 443-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ), устанавливающий "переходный период" в срок до 31 декабря 2022 г., в рамках которого предусмотрено право представителя юридического лица и индивидуального предпринимателя использовать квалифицированную электронную подпись юридического лица или индивидуального предпринимателя, квалифицированный сертификат которой выдан удостоверяющим центром, получившим аккредитацию в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) после 1 июля 2020 г., с указанием в качестве владельца физического лица, не являющегося уполномоченным без доверенности на действия от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без представления доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде.
При этом закреплено, что квалифицированные сертификаты, выданные в соответствии с упомянутыми выше положениями Федерального закона N 443-ФЗ, должны иметь срок действия не позднее 31 декабря 2022 г. В случае, если такие квалифицированные сертификаты имеют срок действия после 31 декабря 2022 г., такие квалифицированные сертификаты действуют до 31 декабря 2022 г.
Однако в условиях жесткого санкционного давления со стороны западных стран создается ситуация объективной невозможности подготовки к обязательному использованию машиночитаемой доверенности в правоотношениях в электронной форме по причине отсутствия достаточного количества производственных мощностей и технологий для производства высококачественных аналогов современных плат и микросхем, требующихся для доработки информационных систем в целях приведения в соответствие с действующим законодательством. В свою очередь, сложившаяся обстановка формирует высокий риск остановки электронного документооборота в целом. Указанными событиями продиктована необходимость продления "переходного периода", в связи с чем предлагаемое изменение в настоящее время приобретает особую актуальность.
Целями разработки законопроекта являются создание благоприятных условий для роста и активного использования электронной подписи в правоотношениях в электронной форме.
Для достижения вышеуказанных целей предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 4 Федерального закона N 443-ФЗ, продлив действие "переходного периода", в рамках которого сохраняется возможность использования квалифицированных сертификатов представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, кредитных организаций, операторов платежной системы, некредитных финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ, без применения машиночитаемой доверенности, до 31 августа 2023 г.
Кроме того, в целях гармонизации и приведения к единообразию законодательства в сфере электронной подписи и законодательства в сфере казначейского обслуживания предлагается внесение изменений в Федеральный закон N 63-ФЗ в части замены термина "кассовое обслуживание исполнения бюджета" термином "казначейское обслуживание исполнения бюджета".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не повлечет дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.