Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217271-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях защиты прав и интересов граждан, подлежащих мобилизации, а также заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
В связи с объявленной с 21 сентября 2022 г. частичной мобилизацией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" граждане (туристы и пассажиры, а также члены их семей) оказались в ситуации, когда по независящим от них обстоятельствам они, с одной стороны, не могут воспользоваться ранее оплаченными услугами по заключённым договорам о реализации туристского продукта или воздушной перевозки, а с другой стороны в силу действующего законодательства не имеют права претендовать на возврат полной стоимости услуг.
Как было отмечено в опубликованных в сентябре 2022 г. рекомендациях Ростуризма, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. При этом, в силу закона к существенным изменениям обстоятельств относится в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Перечень данных обстоятельств является неисчерпывающим. Соответственно частичная мобилизация граждан подпадает под действие данной нормы.
Вместе с этим, в случае отмены тура по причине частичной мобилизации возврат, в соответствии с законодательством, производится за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. А в случае внесения изменений в тур при замене туриста может потребоваться доплата. В данном контексте необходимо подчеркнуть, что за возвратом турист может обратиться к туроператору за несколько дней до начала тура, т.к. спрогнозировать получение повестки у туриста нет возможности, соответственно фактически понесенные расходы туроператора будут стремиться к 100% стоимости тура.
В отношении договоров воздушной перевозки пассажиров в настоящий момент правила части 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ под вынужденным отказом пассажира от воздушной перевозки рассматривают только случаи болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, либо смерть члена семьи или близкого родственника пассажира. Перечень причин, по которым пассажир в связи с вынужденным отказом от перелёта имеет право получить полный возврат стоимости билета - исчерпывающий, призыв на военную службу в перечень не включён.
Данные обстоятельства вызывают ряд вопросов, поскольку мобилизованные граждане направляются на военную службу в зону проведения специальной военной операции, и цель государственной политики заключается в защите интересов, в том числе имущественных интересов таких граждан и членов их семей.
Таким образом, в целях защиты прав и интересов туристов и пассажиров, подлежащих мобилизации, а также заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, законопроектом предлагается рассмотреть возможность расторжения соответствующих договоров во внесудебном порядке по инициативе туристов, пассажиров с правом получения полной стоимости ранее оплаченных ими услуг.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.