Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217472-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений приняла чрезвычайно широкое распространение в современном мире. Она ведется как через средства массовой информации и сеть "Интернет", так и через проведение общественных мероприятий, демонстрацию таких отношений в кино, литературе, продукции музыкальной индустрии. Зачастую такая пропаганда носит агрессивный, навязчивый, оскорбительный характер, что вызывает широкое возмущение общества.
Публичное одобрение и формирование привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений опасно не только для детей и молодежи, еще не способных критически мыслить, но и для всего общества в целом, поскольку несет угрозу демографическому росту и экономическому развитию страны. Кроме того, такая пропаганда впрямую противоречит нормам, закрепленным в новой редакции Конституции Российской Федерации
Так, часть 1 статьи 38 Конституции устанавливает, что материнство и детство, семья находится под защитой государства, а часть 4 статьи 67.1 Конституции, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Пункт "ж.1" части 1 статьи 72 Конституции определяет, что брак есть союз мужчины и женщины. Пунктом "в" части 1 статьи 114 Конституции установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, в том числе поддержку укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений исключительно среди несовершеннолетних. При этом такой запрет не охватывает иную деструктивную информацию, ориентированную на детей, в том числе демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения, а также способную вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол ("трансгендерность").
Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует запрет на пропаганду и (или) оправдание педофилии, являющейся тяжким уголовным преступлением.
В этой связи, в целях пресечения пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, в том числе пропаганды педофилии, а также с целью установления запрета на распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения (в том числе способной вызвать желание сменить пол), разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект).
Законопроектом предлагается главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнить новыми статьями, устанавливающими ответственность:
- за пропаганду и (или) оправдание педофилии (проектируемая статья 6.21.1 КоАП РФ);
за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол (проектируемая статья 6.21.2 КоАП РФ).
Также в действующую редакцию статью 6.21 КоАП РФ вносятся изменения, которые устанавливают запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений среди лиц любого возраста, а не только несовершеннолетних. Одновременно увеличиваются и размеры административных штрафов.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми Законопроектом статьями 6.21 - 6.21.2 КоАП, предлагается наделить судей, а по составлению протоколов по ним - должностных лиц органов внутренних дел (полиции) и должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Принятие Законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Законопроект не содержит обязательных требований, подлежащих оценке регулирующего воздействия, не повлияет на достижение целей национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект разработан в пакете с другими законодательными инициативами, которыми вносятся корреспондирующие поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.