Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217471-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в целях установления механизма защиты общества от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, а также для защиты детей от деструктивной информации. Законопроект направлен на практическую реализацию норм, закрепленных в новой редакции Конституции Российской Федерации.
В настоящее время в общемировом масштабе прослеживается тенденция к консолидации ЛГБТ-сообщества, упрощению процедуры смены пола и навязчивой пропаганды (депатологизации) данных явлений. Эти явления получают широкое распространение и в Российской Федерации.
Информация, содержащая искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношениях, активно распространяется в сети "Интернет", в средствах массовой информации, посредством рекламы, литературных и кинематографических произведений и т.п. Зачастую она носит агрессивный, навязчивый, оскорбительный характер, что вызывает широкое возмущение общества.
Вместе с тем, действующее законодательство никак не ограничивает подобные явления, предусматривая запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений исключительно среди несовершеннолетних. При этом такой запрет не охватывает иную деструктивную информацию, ориентированную на детей, в том числе демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, а также способную вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол ("трансгендерность").
Продвижение нетрадиционных ценностей, пропаганда превосходства нетрадиционной сексуальной ориентации как индивидуализирующего фактора, преувеличивание положительных аспектов смены пола, оправдание (пропаганда) педофилии - носит особую опасность для детей и подростков, чья психика крайне нестабильна и характеризуется наличием периодов противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков.
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" прямо предусматривает обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
На решение указанных задач направлен разработанный Законопроект, которым вносятся изменения:
- в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации";
- в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";
- в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе";
- в Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Так, предлагается внести дополнения в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", включив в перечень информации, запрещенной для распространения среди детей, информацию, демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, а также информацию, способную вызвать у детей желание сменить пол.
Одновременно Законопроектом устанавливается механизм ограничения доступа детей к запрещенной к распространению среди них информационной продукции в теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств, установив требование вводить коды или совершать иные действия для подтверждения возраста пользователя. Вводится требование о размещении знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении распространения информационной продукции среди детей при размещении анонсов или сообщений о данной продукции посредством теле- и радиовещания.
Запрет распространения информации, наносящей вред здоровью и (или) развитию детей, предлагается установить и на аудиовизуальных сервисах, если владельцем такого сервиса не обеспечен запрет доступа несовершеннолетних к данной информации.
Также Законопроектом предлагается дополнить обязанности владельцев новостного агрегатора, аудиовизуального сервиса и социальной сети, установленные Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обязанностями по недопущению использования своих информационных ресурсов в целях распространения материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения.
Аналогичные требования вносятся в Закон Российской Федерации о средствах массовой информации и в Федеральный закон "О рекламе". Вводится запрет на распространение в СМИ и рекламе информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения.
Корреспондирующие нормы вносятся также в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Законопроектом запрещается выдача прокатного удостоверения на фильмы, содержащие материалы, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения.
Законопроект разработан в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым вводятся новые составы административных правонарушений за нарушение вышеуказанных запретов.
Принятие Законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, подлежащих оценке регулирующего воздействия, не повлияет на достижение целей национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.