Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217224-8 "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения комфортности проезда детей в образовательных и иных развивающих целях, а также снижения финансовой нагрузки на образовательные и иные организации, осуществляющие целевую перевозку детей на соответствующие мероприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - N 257-ФЗ) в нашей стране активно развивается сеть платных дорог, в том числе создаваемых по модели государственно-частного и муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений.
Такие дороги, как правило, отличного качества. Водителям и пассажирам обеспечено удобство и комфорт при проезде, обеспечена сопутствующая инфраструктура для заправки и отдыха.
При этом в ч. 1 ст. 41 N 257-ФЗ определен перечень транспортных средств, освобожденных от оплаты проезда по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог). В их числе транспорт общего пользования - обычные рейсовые автобусы (кроме междугородного и международного сообщения), а также транспорт специальных служб (пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции), транспортные средства организаций федеральной почтовой связи.
Собственники и владельцы платных дорог (платных участков дорог) вправе определить дополнительные категории пользователей или транспортных средств, освобожденных от платы. В том числе такие решения могут принять концессионеры и частные партнеры, если это не противоречит условиям концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве или о муниципально-частном партнерстве.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определены понятия школьного автобуса и организованной перевозки группы детей.
Школьными автобусами являются специализированные транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или на иных законных основаниях дошкольным или общеобразовательным организациям и соответствующие требованиям для перевозки детей. Такие автобусы используются в первую очередь для обеспечения подвоза детей к месту обучения и обратно согласно статье 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Организованная перевозка группы детей - перевозка группы детей численностью 8 и более человек в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Организованные перевозки группы детей часто осуществляются при организации образовательных, спортивных, культурных и туристических мероприятий с участием детей. Правила организованной перевозки группы детей автобусами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1527.
Если иное не установлено собственниками и владельцами платных дорог (платных участков дорог), то движение по таким дорогам (участкам дорог) школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованные перевозки группы детей, в настоящее время осуществляется на общих основаниях, т.е. за плату.
Настоящим законопроектом предлагается установить общую гарантию бесплатного проезда по платным дорогам (платным участкам дорог) для школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, в том числе, если указанные категории автобусов осуществляют перевозку в междугородном и международном сообщении.
В условиях масштабной цифровизации технологических процессов при эксплуатации автомобильных дорог порядок идентификации школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, для целей освобождения от платы за проезд представляется возможным урегулировать в рамках подзаконных актов, а также положений концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве или о муниципально-частном партнерстве в части механизма реализации соответствующих инвестиционных проектов.
Согласно статье 37 N 257-ФЗ решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.
Предлагаемая законопроектом мера направлена на повышение комфортности проезда детей к месту обучения и участия в развивающих мероприятиях, путем упрощения возможности выбора для проезда преимущественно новых современных и качественных автомобильных дорог.
При этом принятие законопроекта снизит финансовую нагрузку на организации, осуществляющие перевозку детей в образовательных и иных развивающих целях, подавляющее количество которых финансируется из федерального, региональных и местных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В результате реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не ожидается совокупного увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по следующим основаниям.
Во-первых, школьные автобусы находятся в собственности публично-правовых образований или подведомственных им организаций. Организованные перевозки группы детей осуществляются, как правило, в связи с проведением образовательных, спортивных, культурных и туристических мероприятий. Их организуют спортивные школы, дома культуры, дома детского творчества и т.п., которые возят детей на экскурсии, на соревнования, на различные олимпиады. Данные детские организации, а также организация перечисленных мероприятий с участием детей в основном финансируются из федерального, региональных и местных бюджетов.
Таким образом, реализация инициативы позволит в целом снизить финансовую нагрузку на указанные бюджеты.
Во-вторых, в результате реализации инициативы не ожидается безусловного недостижения показателей доходности концессионеров и частных партнеров в рамках действующих соглашений. Законодательством предусмотрены различные условия концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и о муниципально-частном партнерстве, которые в целом обеспечивают получение концессионером, частным партнером соответствующего объема дохода.
В-третьих, в случае фиксации недостижения окупаемости инвестиций концессионера (частного партнера) или неполучения им определенного соглашением дохода именно в результате применения предусмотренной настоящим законопроектом льготы концедент (публичный партнер) вправе использовать способы, не предусматривающие прямых бюджетных расходов на цели компенсации. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации ..." может быть увеличен срок соглашения, предоставлены дополнительные гарантии.
Таким образом, в целом ожидается положительный бюджетный и социальный эффект от реализации положений настоящего законопроекта.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.