Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 218254-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования деятельности государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций (далее - ГМФО), направленной на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) к заемным средствам, а также в целях повышения эффективности использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на финансирование деятельности ГМФО.
Законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" следующих изменений:
- включение ГМФО в состав участников национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - НГС);
- установление требований к ГМФО и их деятельности;
- регламентация деятельности АО "Корпорация "МСП" по оценке финансовой устойчивости и эффективности деятельности ГМФО, в том числе в целях оказания им последующей финансовой поддержки.
Деятельность участников НГС (АО "Корпорация "МСП", региональные гарантийные организации, АО "МСП Банк") направлена на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам.
Следует отметить, что развитие НГС выделено в отдельное направление в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р и предусматривающей улучшение условий кредитования субъектов МСП, увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, повышение эффективности деятельности участников НГС, повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности участников НГС.
За период с 31.12.2021 по 30.06.2022 собственные средства (капитал) ГМФО увеличились с 74,9 до 80,2 млрд рублей (прирост - 7,1%), действующий портфель увеличился с 61,5 до 65,0 млрд рублей (прирост - 5,7%), а действующий портфель с просрочкой более 30 дней уменьшился с 3,1 до 2,97 млрд рублей (снижение с 5% от действующего портфеля до 4,6% от действующего портфеля при общем росте портфеля).
Диапазон ставок по выданным микрозаймам за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 варьируется от 0% до 20% годовых, размер средневзвешенной ставки - 7,2% годовых, средний срок предоставления микрозайма - 2,2 года. При этом у ГМФО в целях предоставления микрозаймов действуют более 1 тыс. позиций продуктовых решений с различными условиями предоставления микрозайма.
По состоянию на 30.06.2022 основными заемщиками ГМФО являются микропредприятия, осуществляющие деятельность свыше 5 лет в сфере торговли/услуг и привлекающие микрозаймы на пополнение оборотных средств. Более 50% выдачи микрозаймов ГМФО осуществляется вне приоритетных групп, установленных Минэкономразвития России.
В указанный период ГМФО предоставлено финансирование 1,2 тыс. начинающим предпринимателям на 1,6 млрд рублей (6,2% от общего объема финансирования) и 0,9 тыс. самозанятым гражданам на 0,4 млрд рублей (1,4% от общего объема финансирования).
ГМФО в своей деятельности применяет консервативный подход взаимодействия с заемщиками, то есть практически отсутствует практика онлайн выдачи микрозаймов, действует обязательное требование к наличию залогового обеспечения.
По итогам 2021 года на одного сотрудника ГМФО в среднем по системе приходится 11 микрозаймов/год (порядка 1 микрозайма/месяц), что подтверждает недостаточную эффективность деятельности ГМФО в целом.
Включение ГМФО в периметр НГС позволит увеличить объемы финансовой поддержки, оказываемой субъектам МСП на основании единых стандартов работы, и повысит прозрачность деятельности и эффективность использования бюджетных средств.
Дальнейшее увеличение объемов финансовой поддержки субъектов МСП связано с совершенствованием системы распределения средств федерального бюджета на развитие ГМФО в части первоочередного предоставления средств финансово устойчивым и эффективно работающим организациям (в том числе на основании методологии ранжирования).
При этом в соответствии с законопроектом АО "Корпорация "МСП" наделяется полномочиями по организации и проведению оценки соблюдения ГМФО установленных требований, а также ранжированию ГМФО с присвоением ранга. Аналогичные полномочия АО "Корпорация "МСП" в настоящий момент предусмотрены в отношении региональных гарантийных организаций.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие Федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" направлен на совершенствование деятельности государственных и муниципальных микрофинансовых организаций (далее - ГМФО) по оказанию финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
ГМФО создавались и в последующем финансировались за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставляемых Минэкономразвития России субъектам Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
С 2021 года предоставление бюджетных средств на докапитализацию ГМФО указанными государственной программой и национальным проектом не предусмотрено.
В связи с отсутствием бюджетного финансирования необходимо принятие оперативных мер по повышению эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении ГМФО, в целях повышения доступности финансовой поддержки для малых и средних предприятий.
В этой связи рассматриваемый проект федерального закона содержит положения, направленные на повышение эффективности 134 ГМФО с общей капитализацией около 78,5 млрд рублей. Предлагается сформировать систему контроля за соблюдением ГМФО установленных требований и обеспечить проведение регулярной диагностики их деятельности. Предусмотренные меры позволят сфокусировать поддержку, предоставляемую ГМФО, в приоритетных целевых сегментах.
Таким образом, реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оценки соблюдения государственными (муниципальными) микрофинасовыми организациями требований, установленных статьей 15.4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Основание: пункты 2 и 4 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия Федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный приказ будет направлен на определение правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оценки требований к государственным (муниципальными) микрофинансовым организациям и их деятельности и подготовки заключений по результатам указанной оценки;
2) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" ранжирования государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций".
Основание: пункты 2 и 4 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия Федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанным приказом планируется установить порядок проведения ранжирования государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций, перечень показателей для присвоения ранга, а также порядок присвоения рангов.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Основание: пункт 3 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия Федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Изменения в постановление вносятся в целях организации оказания финансовой поддержки государственным (муниципальным) микрофинансовым организациям с учетом проведенного АО "Корпорация "МСП" ранжирования таких организаций и присвоенного ранга;
2) приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основание: пункт 2 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия Федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный приказ будет направлен на совершенствование требований к деятельности государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций как участников национальной гарантийной системы;
3) приказ Минэкономразвития России от 9 сентября 2020 г. N 586 "Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года".
Основание: пункт 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия Федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный приказ будет направлен на определение особенностей деятельности государственных (муниципальных) микрофинансовых организаций как участников национальной гарантийной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.