Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 219329-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно статьям 68 и 69 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации учитывают индивидуальные достижения поступающих на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования в соответствии с порядком приема в указанные образовательные организации.
В рамках приема на обучение по программам среднего профессионального образования такие достижения имеют значение для отбора абитуриентов, если их численность превышает количество выделенных бюджетных мест.
При приеме на обучение по программам высшего образования результаты индивидуальных достижений дают абитуриентам дополнительные конкурсные баллы, которые суммируются с баллами за каждое вступительное испытание, то есть повышают место претендента в рейтинге кандидатов на поступление.
Общие подходы к правилам учета индивидуальных достижений предусмотрены приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования", приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Так, согласно вышеуказанному приказу Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:
1) наличие статуса чемпиона, призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;
2) наличие статуса чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;
3) наличие знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) за выполнение нормативов в возрастной группе населения, к которой поступающий относился в текущем году или в предшествующем году;
4) иные спортивные достижения, перечень которых определяет вуз;
5) наличие полученных в российских образовательных организациях документов об образовании или об образовании и о квалификации с отличием (аттестаты о среднем (полном) общем образовании, дипломы о среднем профессиональном образовании);
6) волонтерская (добровольческая) деятельность, содержание и сроки осуществления которой соответствуют критериям, установленным вузом;
7) участие или результаты участия в олимпиадах школьников, которые не используются для получения особых прав или особого преимущества при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления;
8) участие или результаты участия в иных интеллектуальных, творческих конкурсах, физкультурных или спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
9) наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
10) оценка, выставленная вузом по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования.
Согласно приказу сумма баллов за индивидуальные достижения не может превышать 10, при этом не менее 2 баллов начисляется за наличие знака ГТО.
В соответствии со статьей 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" урегулирован порядок подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Приказами силовых и правоохранительных органов, регулирующих порядок приема в подведомственные им образовательные организации, определяются общие требования к порядку учета индивидуальных достижений поступающих на обучение в подведомственные им федеральные образовательные организации (например, приказ Министра обороны РФ от 07.04.2015 N 185 "Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации", приказ МВД России от 12.03.2015 N 321 "Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации", приказ Следственного комитета РФ от 14.03.2022 N 37 "Об утверждении порядка и условий приема сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Следственного комитета Российской Федерации, по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре").
Более конкретный порядок учета индивидуальных достижений вузы и колледжи устанавливают самостоятельно в своих правилах приема.
Приведенные положения законодательства призваны стимулировать потенциальных кандидатов, поступающих в вузы и колледжи, активно участвовать в образовательной, спортивной, культурно-массовой, добровольческой и иной общественно полезной деятельности, добиваться высоких результатов. Одновременно создаются условия для приема в организации высшего и среднего профессионального образования наиболее подготовленных и деятельных граждан.
В этой связи внимание к индивидуальным достижениям абитуриентов ежегодно возрастает, расширяется их перечень. Минобрнауки России и Минпросвещения России, иные уполномоченные федеральные государственные органы методически сопровождают работу образовательных организаций по учету индивидуальных достижений поступающих.
Административным правонарушением является отсутствие акта образовательной организации о порядке учета индивидуальных достижений, поскольку это нарушает установленный законодательством об образовании порядок приема на обучение в данную образовательную организацию (ч. 5 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
С учетом изложенного настоящим законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" среди индивидуальных достижений, результаты которых подлежат учету при приеме на поступление в организации высшего и среднего профессионального образования, прохождение военной службы по призыву.
Мера направлена на поощрение граждан к исполнению воинской обязанности. Её реализация будет способствовать усилению патриотического воспитания обучающихся, формированию готовности к защите Родины, а также повышению престижа воинской службы.
Иные подлежащие учету индивидуальные достижения обучающихся предлагается определять в соответствии с порядками приема в образовательные организации соответствующего уровня и подчинения, что будет соответствовать действующему нормативно-правовому регулированию и складывающейся правоприменительной практике.
Правила учета указанных индивидуальных достижений предлагается регулировать согласно действующим положениям законодательства.
Реализация законодательных изменений будет дополнительно стимулировать граждан, отслуживших в армии по призыву, получать профессиональное образование в колледжах и вузах. Причем не только оканчивать обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, но и далее заниматься научной деятельностью, поступив в аспирантуру, ординатуру или адъюнктуру.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.