Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 221206-8 "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования земельного законодательства Российской Федерации.
В настоящее время пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Вместе с тем в действующем правовом поле отсутствует определение понятий "вклинивание", "вкрапливание", "изломанность границ" и "чересполосица".
В соответствии с пунктом 1.6 целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации 1 предусмотрен показатель - доля принятых решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема) в общем количестве таких заявлений.
Значение данного показателя к началу 2021 года должно составлять не более 5% отказов. По сведениям Росреестра, фактическое значение показателя на 01 января 2021 года составило 10,4% отказов.
Анализ причин, послуживших основаниями для принятия органами публичной власти решений об отказе в утверждении схем, показал, что около 50% случаев образования земельных участков по представляемым на утверждение схемам приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и чересполосице.
Отсутствие правового определения данных требований к образуемым земельным участкам:
- влечёт неоднозначное толкование и трудности в правоприменительной практике;
- предоставляет органам публичной власти широкие дискреционные полномочия при принятии управленческих решений, основанных на субъективном характере оценки соответствия образуемых земельных участков установленным требованиям;
- создаёт риски необоснованных отказов гражданам при образовании земельных участков, в том числе перераспределении земель в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Законопроектом предлагается дополнить статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определениями указанных недостатков в использовании земель с учётом сложившейся судебной практики 2 и позиции уполномоченных федеральных органов государственной власти 3.
Законопроект рассмотрен Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии и рекомендован для внесения в Государственную Думу Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечёт негативных социально-экономических последствий, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам.
------------------------------
1распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации".
2постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2020 N 12АП-943/2020 по делу N А12-30854/2019, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 03.07.2018 по делу N 33-6567/2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.10.2018 N Ф01-4026/2018 по делу N А43-30952/2017, решение Ленинского районного суда города Иваново от 14.02.2020 по делу N 2а-360/2020, решение Шигонского районного суда (Самарская область) от 29.03.2021 по делу N 2А-187/2021.
3 письма Росреестра от 28.09.2020 N 13-3521-АБ/20, от 01.10.2020 N 13-8646-АБ/20, от 01.12.2020 N 13-00437/20, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2009 N Д23-902.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "N 13-3521-АБ/20" следует читать "N 13-8521-АБ/20"
------------------------------
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" внесение изменений, признание утратившими силу, приостановление действия законов Российской Федерации, законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, принятие каких-либо законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.