Досье на проект федерального закона
Принятые поправки к Конституции Российской Федерации демонстрируют последовательную реализацию принципов социального государства, государственной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Обновленная редакция статьи 75 Конституции Российской Федерации направлена на расширение социальных гарантий граждан, в том числе в сфере труда, пенсионного обеспечения и социального страхования. В этой статье содержится четкое указание на формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности и справедливости.
Реализация указанных принципов в правоприменительной практике легла в основу разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования пенсионного обеспечения лиц, работающих по профессии спасатель в организациях, не входящих в систему МЧС России".
Данные изменения определяются необходимостью обеспечения единства стандартов верховенства права и правового равенства спасателей на всей территории Российской Федерации.
По своему содержанию законопроект представляет собой правореализационный механизм прав на пенсионное обеспечение спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований вне зависимости от их ведомственной принадлежности, основанный на принципах справедливости и юридического равенства, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеют одинаковый статус, выполняют одни и те же аварийно-спасательные работы, наделены одинаковыми правами и обязанностями.
Пунктом 7 статьи 25 Федерального закона N 151-ФЗ установлено, что спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, "государство, приняв на себя определенные публично-правовые обязательства, не может произвольно отказываться от их выполнения. Иное означало бы нарушение принципов справедливости, правового и социального государства. Из этого следуют обязанности законодателя при изменении правового регулирования сохранять признанный государством объем возмещения вреда, достигнутый уровень защиты прав и свобод граждан, гарантий их социальной защищенности" (Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. N 462-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О).
Однако согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федерального закона N 400-ФЗ) право на досрочную страховую пенсию предоставляется только лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Несмотря на то, что все спасатели выполняют аварийно-спасательные и другие неотложные работы в сложных условиях, зачастую с риском для здоровья и жизни, для спасателей аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Федеральным законом N 400-ФЗ не предусмотрено.
Между тем в Федеральном законе N 151-ФЗ подобное изъятие правового статуса спасателей не предусмотрено, напротив, подчеркивается право на льготное пенсионное обеспечение всех спасателей.
На данное противоречие в течение почти 20 лет неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, наработана внушительная судебная практика, но при очевидном нарушении принципа справедливости и равенства всех перед законом, спасатели аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, не входящие в систему МЧС были лишены права на досрочную страховую пенсию.
Субъекты Российской Федерации в силу принадлежащих им конституционных полномочий пытались уравновесить возникшую правовую неоднозначность правового статуса спасателей в региональном законодательстве. В отдельных субъектах Российской Федерации, а именно: в городах федерального значения в Москве и Севастополе, Удмуртской Республике, Ставропольском и Хабаровском крае, Вологодской, Мурманской, Свердловской, Пензенской, Саратовской, Челябинской и Ярославской областях, такие законы действуют. Однако даже они не гарантируют равное правовое положение в вопросе предоставления прав на пенсионное обеспечение. Несоответствие выражается:
а) в сумме доплат, например, в городах федерального значения доплата составляет около 12 ООО рублей, в Свердловской - 6565 рублей, Вологодской - 5124 рублей, Удмуртской Республике - 2030 рублей;
б) порядке исчисления, например, в каких-то субъектах в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 200 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в других - за каждые 5 лет стажа работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях сверх 15 лет пенсия увеличивается на 15 процентов от установленного размера (Удмуртская Республика, установленный размер - 1400 рублей), при этом размер пенсии не может быть увеличен более чем на 45 процентов от установленного размера, в третьих - фиксированная сумма;
в) порядке выплаты, с момента достижения 65 лет; с момента оставления службы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях.
Необходимо отметить, что из 84 субъектов Российской Федерации меры дополнительной социальной поддержки спасателей обеспечены только в 12 субъектах Российской Федерации. Такая разница в правовом положении спасателей, подвергающихся равноценному риску при исполнении трудовых обязанностей, не может обеспечить устойчивость взаимодействия системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне.
Данный законопроект обладает высокой социальной значимостью, так как в нем предлагается установить для спасателей аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований вне зависимости от ведомственной принадлежности право на льготное и равное для всех Спасателей пенсионное обеспечение, гарантирует реализацию принципа Социальной справедливости в отношении конкретной категории работников.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует дополнительных средств федерального бюджета.
По предварительной оценке, численность лиц, проработавших в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях субъектов Российской Федерации и приобретших право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по данным субъектов Российской Федерации в 2022 г. составит 55 500 чел.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации средний размер страховой пенсии по старости после индексации с 1 июня 2022 года составил 19360 рублей. По оценке Минтруда России с 1 января 2023 года планируется индексация страховых пенсий на 6,8%, а среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит 22 174 рубля.
Таким образом, сумма расходов при назначении досрочной пенсии по старости данной категории получателей в 2023 году будет определена в среднем:
55500 человек х 22174 рублей = 1 230 657 тыс. руб. в месяц, или 14 767 884 тыс. руб. в год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" и постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.