Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 222349-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части расширения круга лиц, имеющих право на направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.
Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрена возможность предоставления государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей обоим родителям.
Лица, которые имеют право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми в форме материнского (семейного) капитала, перечислены в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ): женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года; мужчины, воспитывающие второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющиеся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; мужчины, воспитывающие первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющиеся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
С учетом положений части 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ о производности права у мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка от права женщины и возможности его реализации лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, установленным законом, а также разъяснений, данных на этот счет Конституционным Судом Российской Федерации (определение от 23 июня 2015 г. N 1518-О), очевидно, что все перечисленные в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ лица являются субъектами первичного, а не производного права на дополнительные меры государственной поддержки, т.е. все они являются равными между собой по объемам своей правосубъектности.
Реализация лицами, перечисленными в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ, своего права на дополнительные на меры государственной поддержки осуществляется через установленный этим законом специальный механизм - получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им в соответствии с правилами, изложенными в статье 7 Федерального закона N 256-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе направить его средства в полном объеме либо по частям на формирование накопительной пенсии для перечисленных в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ женщин. Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". По данным Минтруда России с июля 2016 года и по настоящее время правом направить средства материнского (семейного) капитала на формирование своей накопительной пенсии воспользовались 9414 женщин.
Важно иметь ввиду, что в силу положений части 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ при прекращении по предусмотренным законом основаниям возникшего у женщины права распоряжаться материнским (семейным) капиталом такое право (в качестве производного от права женщины) возникает у отца (усыновителя) ребенка, то есть он приобретает право направить средства материнского (семейного) капитала на формирование собственной накопительной пенсии.
В то же время, мужчины (отцы, усыновители), перечисленные в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ, обладающие в силу объективных причин (является единственным усыновителем либо мать ребенка, не имевшая гражданства Российской Федерации, умерла) не производным от права женщины правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала лишены возможности направить средства материнского (семейного) капитала на формирование собственной накопительной пенсии.
Таким образом, сложилась ситуация, когда перечисленные в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ лица, обладающие равной (одинаковой) правосубъектностью, на деле имею разные права по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала.
Законопроектом предлагается распространить предусмотренное пунктом 3 части 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ право направлять средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии на всех лиц, перечисленных в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ. Корреспондирующие изменения предлагается внести в статью 12 Федерального закона N 256-ФЗ, регламентирующую механизм реализации указанного права.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
В связи с тем, что законопроектом не вводится новых (дополнительных) субъектов-получателей материнского (семейного) капитала, а лишь совершенствуется механизм его расходования в части расширения круга лиц, имеющих право на направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, то реализация федерального закона не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
перечень законов Российской Федерации, законов РСФСР и федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации, законов РСФСР и федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.