Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 221977-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С принятием Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) завершено правовое оформление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривает совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, гражданами Российской Федерации норм современного русского литературного языка.
Проект федерального закона подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.
Проект федерального закона вводит такие понятия как нормативные словари, нормативные грамматики и нормативные справочники, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.
В соответствии с проектом федерального закона Правительство Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по русскому языку определяет порядок формирования и утверждения списка нормативных словарей, нормативных справочников и нормативных грамматик, и требования к составлению таких словарей.
Также проект федерального закона предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях. Указанная проектируемая норма направлена на защиту русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов.
Проектом федерального закона статья 4 Федерального закона N 53-ФЗ дополняется пунктом 3.1, согласно которому федеральные органы государственной власти должны обеспечивать в том числе с привлечением специалистов и использованием информационных технологий лингвистическую экспертизу (редакторскую проработку) текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с нормами современного русского литературного языка.
Указанная проектируемая норма дополняет пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ, согласно которому государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, и направлена на осуществление контроля за соблюдением должностными лицами норм современного русского литературного языка.
Согласно статье 2 проекта федерального закона проектируемый пункт 3.1 статьи 4 Федерального закона N 53-ФЗ вступит в силу с 1 января 2025 г.
Введение данной проектируемой нормы вызвано тем, что для полноценной реализации положений, содержащихся в указанном пункте проекта федерального закона, необходимо проведение подготовительных мероприятий.
Принятие проекта федерального закона позволит повысить общий уровень грамотности граждан, корректность использования государственного языка Российской Федерации, обеспечить контроль за качеством подготовки "единого корпуса" грамматик, словарей, справочников, а также соблюдение всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации. Кроме того, принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального потребует издание следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении порядка формирования и утверждения списка нормативных словарей, нормативных справочников и нормативных грамматик, фиксирующих нормы современного русского литературного языка, при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации";
"Об утверждении требований к составлению нормативных словарей, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации".
Также принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации";
от 8 августа 2020 г. N 1197 "О Правительственной комиссии по русскому языку".
Кроме того, принятие проекта федерального закона потребует признания утратившим силу приказа Минобрнауки России от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки указанных нормативных правовых актов - реализация подпункта "в" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство просвещения Российской Федерации, соисполнитель - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во 2 чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.