Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях продления на 2023 год мер по снижению негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Законопроект предусматривает продление специального регулирования в сфере корпоративных отношений, а также в части стимулирования деятельности арендаторов, приостановивших деятельность, освобождения арендных площадей для иных арендаторов, в сферах социального развития, контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг, транспорта, строительства и иных.
Возможность гибкого подхода при работе с отдельными полномочиями Правительства Российской Федерации по принятию решений, предусмотренных Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должна быть обеспечена и в 2023 году, в том числе в части возможности принятия нормативных правовых актов уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (внесения в них изменений).
Законопроект вносит изменения в федеральные законы от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 14 июля 2022 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах", от 14 июля 2022 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также иные федеральные законы в части продления сроков действия временного регулирования.
По итогам правоприменительной практики представляется целесообразным распространить действие части норм до июля 2023 г., а части - до конца 2023 года. В частности, на 2023 год продлеваются нормы, касающиеся:
возможности не учитывать снижение стоимости чистых активов акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью ниже размера их уставного капитала для целей применения пунктов 4 и 6 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" соответственно;
сокращения периода для определения средневзвешенной цены акций публичных обществ до 1 месяца в случае принятия общим собранием акционеров публичного акционерного общества решения о реорганизации общества;
установления дополнительных полномочий Совета директоров Банка России в рамках антисанкционных мер;
сохранения полномочий ранее избранного состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества до принятия решения общим собранием акционеров акционерного общества об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в новом составе, а также сохранения полномочий ранее избранного состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в случае сокращения количества членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, при условии что количество членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества становится не менее трех, приостановления действия правила о необходимости созыва внеочередного общего собрания акционеров акционерного общества, в случае если количество членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества становится менее необходимого кворума;
установления ограничения на возникновение оснований для кросс-дефолтов, а также введения специальных правил размещения российских облигаций для целей погашения соответствующих иностранных облигаций;
реорганизации кредитных организаций, в отношении которых введены со стороны иностранных государств и международных организаций меры ограничительного характера;
возможности требовать от арендатора из недружественного государства, являющегося организацией торговли и (или) общественного питания, у которого арендная плата установлена в виде доли от оборотов, приостановившего (прекратившего) использование здания, сооружения, помещения в них, земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, в результате чего существенно снизился размер арендной платы, внесения арендной платы в размере среднемесячной платы за 2021 год или отказаться от исполнения договора аренды в одностороннем порядке;
особенностей регулирования вопросов в сфере трудовых отношений, оказания социальной помощи и пенсионного обеспечения, социального страхования, а также введения мер, направленных на защиту прав и законных интересов российских граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденно прекративших его;
упрощения установленных законодательством Российской Федерации разрешительных, квалификационных и лицензионных процедур, регламентирующих особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в сфере осуществления страховой деятельности в Российской Федерации;
особенностей регулирования отдельных вопросов корпоративных отношений, предоставления государственных и муниципальных услуг, отношений в сфере транспорта и перевозок, в сфере предоставления финансовых услуг, а также при заключении концессионных соглашений;
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, включая оценку соответствия, а также в сфере долевого строительства, в том числе при подготовке проектной документации.
Также законопроектом уточняются порядок и сроки принудительного перевода учета прав на ценные бумаги российского эмитента, в том числе являющегося международной компанией, а также сведения, которые могут быть указаны заявителем в заявлении о принудительном переводе учета прав на ценные бумаги.
Предусмотренный срок вступления в силу федерального закона с 1 января 2023 г. обусловлен необходимостью обеспечения продолжения реализации мер, направленных на защиту граждан Российской Федерации и российских юридических лиц от последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций.
Социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются в продлении мер, направленных на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций. При этом не потребуются введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, а также иные расходы, покрываемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют соответственно федеральные законы и законопроекты с аналогичным содержанием.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.