Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 222218-8 "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва"
Проект федерального закона "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 февраля 2009 года N 172 "О реализации постановления Совета судей Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 213 "О реализации постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года", постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2017 года N 582 "Об итогах обобщения эффективности работы по объединению малосоставных судов".
Принятие законопроекта направлено на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Республики Тыва.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 280.2, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой. 1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Республики Тыва действуют Тоджинский, Монгун-Тайгинский районные суды, которые являются односоставными и Тере-Хольский районный суд, где небольшая служебная нагрузка и штатная численность судей составляет две единицы, что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о праве обвиняемого на рассмотрение его уголовного дела коллегией из трех судей.
В случае отсутствия одного судьи в связи с болезнью, нахождением в отпуске, на учебе формирование коллегии становится невозможным, что повлечет нарушение гарантированных процессуальным законодательством прав обвиняемых и потерпевших.
Согласно пункту 2.1 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации судья районного суда и коллегия из шести присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет.
Таким образом, Тоджинским и Каа-Хемским, Монгун-Тайгинским и Овюрским, Тере-Хольским и Кызылским районными судами рассматриваются уголовные дела с участием присяжных заседателей. Вместе с тем в связи с малой численностью населения, проживающего на территориях Тоджинского и Каа-Хемского, Монгун-Тайгинского и Овюрского, Тере-Хольского и Кызылского муниципальных районов, возникают трудности с формированием списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований с числом граждан, необходимым для работы соответствующего суда.
Также в связи с малым составом районных судов затруднительно выполнить положения процессуального законодательства о последствиях отвода судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей.
В то же время Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет упразднить Тоджинский, Монгун-Тайгинский районные суды с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащих к ним Каа-Хемского, Овюрского районных судов Республики Тыва. При этом штатная численность судей и работников аппарата упраздняемых судов передается в близлежащие районные суды, которые продолжают действовать с расширением их юрисдикции за счет упраздняемых судов.
Территориально близлежащим к Тере-Хольскому району Республики Тыва является Эрзинский район Республики Тыва, но упразднение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва и образование постоянного присутствия в Кызылском районном суде Республики Тыва является наиболее оптимальным и рациональным по следующим основаниям.
По маршруту Кызыл - Кунгуртуг отсутствует круглогодичная официальная дорога, в зимнее время жители Тере-Хольского района добираются до города Кызыла по северо-восточной части республики, по проселочной дороге Кунгуртуг - Сарыг-Сеп, затем по маршруту Сарыг-Сеп - Кызыл. В летнее время жители района добираются до города Кызыла по юго-восточной части республики, по проселочной дороге Кунгуртуг-Эрзин, затем по трассе Эрзин - Кызыл.
В случае упразднения Тере-Хольского районного суда и образования постоянного судебного присутствия в составе Эрзинского районного суда, в зимнее время жители Тере-Хольского района будут вынуждены добираться до села Эрзин Эрзинского района примерно 600 км. с северо-восточной части до южной части республики, совершив большой круг для участия в судебном заседании.
Почти все организации и учреждения Тере-Хольского района Республики Тыва находятся на территории Кызылского района Республики Тыва, например: Кызылская межрайонная прокуратура, МО МВД РФ "Кызылский", отдел миграции МО МВД РФ "Кызылский", Управление Пенсионного фонда N 2 в Кызылском районе, МРИ ФНС России N 2 по Республике Тыва.
Кроме того, с 1975 года по настоящее время архивные данные на жителей Тере-Хольского района Республики Тыва находятся в Администрации Кызылского района Республики Тыва, поскольку сумон Шынаанский в тот период времени находился в составе Кызылского района, и при рассмотрении гражданских дел об установлении юридических фактов, архивные сведения запрашиваются Тере-Хольским районным судом Республики Тыва с Администрации Кызылского района. С 1975 года по 2006 год правосудие в районе осуществлялось Кызылским районным судом Республики Тыва, в связи с отсутствием суда в Тере-Хольском районе, и архив дел за указанный период времени находится в Кызылском районном суде Республики Тыва.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Тоджинского, Монгун-Тайгинского и Тере-Хольского районов Республики Тыва предлагается образовать постоянное судебное присутствие в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов республики и разместить их в помещениях упраздняемых Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов в селах Тоора-Хем, Мугур-Аксы, Кунгуртуг, что позволит обеспечить доступность для населения органов судебной власти и избавит от необходимости расширения площадей зданий, занимаемых в настоящее время Каа-Хемским, Овюрским, Кызылским районными судами Республики Тыва.
Таким образом, принятие законопроекта не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов фактически не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Предлагаемый проект федерального закона позволяет привести структуру районных судов Республики Тыва в соответствие с действующим федеральным законодательством, а также обеспечить наиболее оптимальное ее функционирование.
Председатель Верховного Хурала |
К.Т. Даваа |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва" повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Республике Тыва, на указанные цели потребуется 77,75 тыс. рублей, в том числе:
- на замену вывесок на зданиях судов 3 шт. - 36,0 тыс. руб.;
- на изготовление гербовых печатей 3 шт. - 15,0 тыс. руб;
- на изготовление штампов 35 шт. - 19,250 тыс. руб.;
- на публикацию объявлений в средствах массовой информации - 7,5 тыс. руб.
Председатель Верховного Хурала |
К.Т. Даваа |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Тоджинского, Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского районных судов Республики Тыва и образовании постоянного судебного присутствия в составе Каа-Хемского, Овюрского, Кызылского районных судов Республики Тыва" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель Верховного Хурала |
К.Т. Даваа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.