Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 223501-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Настоящий законопроект предусматривает внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) и Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ об ИП).
Цели законопроекта - актуализация и приведение к единообразию перечня оснований для приостановления судами производства по делам в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, а также приостановления исполнительного производства судебными приставами-исполнителями в случаях, когда стороны принимают участие в боевых действиях, в проведении контртеррористической операции, в условиях военного или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, решают иные подобные задачи, направленные на защиту Родины и обеспечение правопорядка.
В настоящее время АПК, ГПК, КАС и ФЗ об ИП по-разному регулируют данные вопросы.
Например, в силу ст. 143 АПК арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае пребывания ответчика в действующей части Вооруженных Сил РФ.
При этом ст. 190 КАС обязывает суд приостановить производство по административному делу в случае участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта.
Согласно ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случае участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов.
На основании ст. 40 ФЗ об ИП исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта.
Нахождение истца (взыскателя) в аналогичных условиях обязывает суд (судебного пристава-исполнителя) приостановить производство, если данный гражданин об этом заявляет.
Однако явных оснований для таких различных подходов к приостановлению указанных видов процесса не усматривается.
Кроме того, отдельные действующие формулировки порождают правовую неопределенность. Например, "пребывание ответчика в действующей части Вооруженных Сил РФ" по АПК или "участие в боевых действиях" по ГПК, в сравнении с конкретизированной формулировкой ФЗ об ИП - "участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ", которая учитывает положения Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" о структуре органов, выполняющих задачи в области обороны.
Поскольку данные нормы ГПК, АПК, КАС, ФЗ об ИП до настоящего времени массово не применялись, они не повлекли серьезных затруднений в правоприменительной практике. Сформировалась лишь незначительная судебная практика военных судов. Однако в связи с проведением специальной военной операции правовое регулирование данных положений потребовало актуализации для действующих сотрудников силовых и правоохранительных структур.
Кроме того, действующее нормы не защищают процессуальные права мобилизованных и добровольцев до момента начала боевых действий, например, во время распределения, подготовки, обучения и боевого слаживания. Это представляется несправедливым. Производства по делам с участием данных категорий граждан также должны приостанавливаться.
С учетом вышеизложенного настоящим проектом предлагается закрепить в АПК, ГПК, КАС и ФЗ об ИП единый перечень оснований для приостановления судопроизводства и исполнительного производства, включив в их число случаи:
участия в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ;
участия в проведении контртеррористической операции;
выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;
призыва на военную службу по мобилизации;
заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.
Мера обеспечит единый подход к обеспечению процессуальных прав не только сотрудников Минобороны, но и сотрудников Росгвардии, полиции, ФСБ, МЧС, прокуратуры и Следственного комитета РФ, иных уполномоченных федеральных государственных органов, а также мобилизованных и добровольцев.
При этом перечисленные случаи не должны служить основанием для приостановления исполнительных производств по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по исполнению обязательств о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, с учетом социальной значимости этих видов платежей.
Такой подход коррелирует с положениями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 315-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым "боевые" выплаты военнослужащим, а также сотрудникам Росгвардии и органов внутренних дел РФ были защищены от взысканий в рамках исполнительного производства, кроме взыскания алиментов на несовершеннолетних детей и возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.