Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 224689-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Учитывая уникальность памятников истории и культуры и невосполнимость их утраты, на объектах культурного наследия возможно проведение только тех мероприятий и работ, которые предусмотрены Федеральным законом и для осуществления которых установлен определенный порядок их проведения.
К таким работам относятся работы по сохранению объектов культурного наследия, включающие в себя консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление объектов культурного наследия для современного использования.
Порядок проведения таких работ определен статьей 45 Федерального закона и предусматривает необходимость разработки научно-проектной документации, ее государственной историко-культурной экспертизы, а также согласования такой документации органом охраны объектов культурного наследия, выдачу разрешения указанным органом власти на проведение таких работ.
Столь значительный объем специальных требований, обязательность их выполнения владельцем памятника истории и культуры обусловлены задачей обеспечения сохранности объекта культурного наследия, его предмета охраны.
Вместе с тем, зачастую в рамках содержания объекта культурного наследия в надлежащем состоянии владельцу объекта культурного наследия требуется провести локальные ремонтные работы на элементах памятника, которые не отнесены к его предмету охраны (например, ремонт штукатурного и красочного покрытий стен, полов, потолков помещений, лестниц, площадок, других частей здания-памятника, не являющихся его предметом охраны).
В этом случае, представляется нецелесообразным проведение всего комплекса мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренного статьей 45 Федерального закона, включающего необходимость разработки научно-проектной документации, ее государственной историко-культурной экспертизы, согласования такой документации органом охраны объектов культурного наследия и выдачу указанным органом власти разрешения на проведение работ.
Поэтому проектом федерального закона предложено статью 47.3 Федерального закона, устанавливающую требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, дополнить положением, согласно которому работы по содержанию объекта культурного наследия не являются работами по сохранению памятников истории и культуры и проводятся без предусмотренных статьей 45 Федерального закона экспертиз, согласований и разрешений (пункт 8 статьи 47.3 Федерального закона в редакции проекта федерального закона).
Так как статья 47.3 Федерального закона не содержит определения работ по содержанию объекта культурного наследия и не конкретизирует такие работы, проектом федерального закона предлагается дополнить указанную статью термином "работы, связанные с содержанием объекта культурного наследия", дать его определение и предусмотреть утверждение федеральным органом охраны объектов культурного наследия перечня работ по содержанию объектов культурного наследия (пункты 7 и 9 статьи 47.3 Федерального закона в редакции проекта федерального закона).
Учитывая, что в соответствии с проектом федерального закона работы по содержанию объектов культурного наследия проводятся только на тех элементах объекта культурного наследия, которые не относятся к его предмету охраны, проектом федерального закона предусмотрена возможность проведения таких работ организациями, не имеющими лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия (проектируемый пункт 8 статьи 47.3 Федерального закона).
Так как проектом федерального закона не предусмотрена обязанность владельца объекта культурного наследия получать согласование и разрешение органа охраны объектов культурного наследия на проведение работ по содержанию объекта культурного наследия, то проектируемым пунктом 10 статьи 47.3 Федерального закона предусматривается обязанность владельца объекта культурного наследия уведомлять орган охраны объектов культурного наследия о намерении провести указанные работы.
Таким образом, проект федерального закона направлен на упрощение порядка проведения работ по содержанию объектов культурного наследия в части, не относящейся к их предмету охраны, что позволит владельцам памятников истории и культуры существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и будет способствовать заинтересованности правообладателей объектов культурного наследия поддерживать принадлежащие им памятники истории и культуры в надлежащем техническом состоянии.
Учитывая, что статьей первой проекта федерального закона предусмотрено утверждение нормативным правовым актом федерального органа охраны объектов культурного наследия перечня работ по содержанию объектов культурного наследия, статьей второй законопроекта предложено вступление федерального закона в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, .Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" потребует принятия акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, об утверждении перечня работ по содержанию объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.