Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 227251-8 "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" призван устранить примат международных третейских судов и выносимых ими решений над решениями судов судебной системы Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Согласно указанной статье общероссийская спортивная федерация и профессиональная спортивная лига вправе признавать посредством указания на то в учредительных документах иностранное арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж (третейское разбирательство) всех или определенных категорий споров между субъектами физической культуры и спорта по соответствующему виду спорта, в том числе споров, отнесенных к его компетенции международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. При этом рассмотрение споров иностранным третейским судом осуществляется в соответствии с правилами рассмотрения споров, установленными иностранным арбитражным учреждением, администрирующим соответствующий арбитраж (третейское разбирательство). Таким образом, общероссийские спортивные федерации и соответствующие профессиональные спортивные лиги обязаны устанавливать и применять спортивные санкции к соответствующим субъектам физической культуры и спорта, не исполняющим решений третейского суда по спору, администрируемому признанным иностранным арбитражным учреждением, а также обеспечивать содействие в исполнении указанных решений.
Проблема взаимодействия с международными глобальными организациями в связи с проводимой специальной военной операцией - проблема геополитического характера, шире - проблема суверенитета России. Для сферы физической культуры и спорта она является ключевой с точки зрения вектора развития всей отрасли в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. Основные международные спортивные институты последовательно на протяжении последних 8 лет реализовывали политику по устранению России как спортивной державы, российских спортсменов из мирового олимпийского движения и мирового спорта.
Главной международной спортивной организацией в настоящее время является Международный олимпийский комитет (МОК), который в соответствии с Олимпийской хартией (6-й основополагающий принцип олимпизма) должен обеспечивать отсутствие какой-либо формы дискриминации - расового, языкового, религиозного, политического характера, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, благосостояния, рождения или иного статуса. Вместе с тем согласно статье 1.1 главы 1 Олимпийской хартии целью олимпийского движения является содействие построению мирного и более гармоничного мира через воспитание молодежи посредством спорта в соответствии с идеями и ценностями олимпизма.
Миссия МОК состоит в том числе в:
принятии мер, направленных на укрепление единства олимпийского движения, защиту его независимости, выполнение и продвижение его политического нейтралитета, а также сохранение автономии спорта;
противостоянии любому политическому или коммерческому использованию спорта и спортсменов (статьи 2.5 и 2.6 Олимпийской хартии).
В отношении Олимпийской сборной России, сборных России по отдельным видам спорта, большинства российских спортсменов все вышеперечисленные базовые принципы МОК последовательно не выполняются.
Одновременно с этим непосредственно МОК, являясь формально международной неправительственной некоммерческой организацией, с неограниченным сроком полномочий, в то же время имеет форму ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским Федеральном Советом в соответствии с договором, заключенным 1 ноября 2000 г.
Главным международным арбитражным учреждением в сфере спорта является Международный спортивный арбитражный суд - CAS, инстанция, учрежденная и финансируемая МОК, а также международными организациями - Ассоциацией зимних видов спорта, Ассоциацией летних видов и Ассоциацией национальных олимпийских комитетов. При этом в ведении арбитража в соответствии с Кодексом спортивного арбитража (статья S1 главы I) находятся споры, в которых участвуют федерации, ассоциации или другие спортивные организации только случае, если уставами, регламентами или особыми договорами упомянутых спортивных организаций это предусмотрено. Более того, международные и национальные спортивные федерации, по сути, вынуждают спортсмена (под угрозой применения спортивных санкций - недопуск к соревнованиям) согласиться на "третейскую оговорку" - признание юрисдикции CAS по любым спорам, вытекающим из спортивных отношений, которая включает "добровольный" отказ спортсмена от обжалования в судах общей юрисдикции или иных государственных судах любого решения, вынесенного внутри "системы спортивной юстиции", возглавляемой CAS. То есть решения, принимаемые С AS, являются окончательными и не подлежат оспариванию. Олимпийским комитетом России и большинством общероссийских спортивных федераций решения CAS признаются как окончательные. Таким образом, после соответствующих решений С AS последние годы олимпийские сборные страны и спортсмены из России были лишены права выступать под флагом и гербом России и использовать ее гимн.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" и во исполнение договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой от 21 февраля 2022 г. Президентом Российской Федерации было принято решение о проведении специальной военной операции. После этого практически все сборные команды России и российские спортсмены были полностью лишены права принимать участие в международных соревнованиях, организуемых международными спортивными федерациями и МОК. При обращениях ряда общероссийских федераций в CAS по данным вопросам все решения международных спортивных организаций были оставлены в силе.
На основании вышеизложенного и в целях восстановления спортивного суверенитета Российской Федерации вношу предложение о признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Предлагается вступление в силу законопроекта со дня его официального опубликования в связи с необходимостью оперативного применения вводимых им положений.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.