Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231311-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации ключевых целей и задач государственной политики в сфере экологической безопасности Российской Федерации, а также направлен на выработку единых подходов к уголовно-правовой защите особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов и объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации подлежат особой охране. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов, ухудшающих среду их обитания.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Необходимо отметить, что Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 (далее - Стратегия), относит к числу основных вызовов и угроз экологической безопасности сокращение биологического разнообразия, усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений (пункты 19, 20 Стратегии).
При этом в соответствии с пунктом 24 Стратегии целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
К приоритетным направлениям и механизмам (пункты 26, 27 Стратегии) в сфере экологической безопасности Стратегией отнесены в том числе такие направления и механизмы, как:
- совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;
- осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов;
- расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий;
- реализация стратегий сохранения редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов.
Отраслевое законодательство предполагает необходимость обеспечения единой системы правовой защиты особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, а также объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Такой подход реализован в рамках администратвино-деликтного законодательства. В частности, статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Размер и характер санкций, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, не дифференцируется в зависимости от того, какие объекты подверглись уничтожению: растения или животные.
Вместе с тем уголовное законодательство содержит нормы, устанавливающие повышенную ответственность только за уничтожение редких животных. В частности, статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена ответственность за незаконную охоту в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, а также за охоту на особо охраняемых природных территориях.
В 2013 году УК РФ был дополнен статьей 258.1, которой введена ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Как свидетельствуют данные судебной статистики, размещенные на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, такой подход успешно реализуется на практике. В частности, за период 2018 - 2020 гг. за уголовные преступления, предусмотренные статьей 258.1 УК РФ, было осуждено в общей сложности более 800 человек.
В отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов объектов растительного мира (в том числе, особо ценных), занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, в УК РФ действуют общие положения статьи 259 УК РФ "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" и статьи 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений".
При этом следует отметить, что по данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, на практике применяется фактически только статья 260 УК РФ (в частности за период с 2018 - 2020 гг. по статье 259 УК РФ не было вынесено ни одного обвинительного приговора).
Таким образом, в настоящее время эффективность уголовно-правовой защиты особо ценных объектов растительного мира является недостаточной.
Об этом свидетельствует анализ данных, поступающих из субъектов Российской Федерации. Так, мониторинг, организованный Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, показал, что подавляющее большинство уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают инициативу ужесточения уголовной ответственности за уничтожение особо ценных объектов растительного мира.
При этом необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации в течение последних лет наблюдается значительное увеличение случаев уничтожения редких видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Особую актуальность эта проблема приобретает в регионах, являющихся местом произрастания большого количества эндемичных видов растений, как например Дальний Восток, горный Алтай, Крым.
Зачастую, редкие растения, обладающие лекарственными свойствами, уничтожаются в целях последующего сбыта в сопредельных странах. Так, например, в Хабаровском и Приморском краях активно развивается теневой бизнес по незаконной добыче и контрабанде в Китай корня женьшеня настоящего (Panax ginseng), который занесен в Красную книгу Российской Федерации. В качестве одного их примеров можно привести сообщение Дальневосточной оперативной таможни, сотрудники которой только в рамках одного эпизода в сентябре 2020 года пресекли попытку контрабанды корня женьшеня настоящего в объеме более 8,5 кг стоимостью около 14 млн. руб.
В Республике Крым и городе Севастополе подвергаются варварской вырубке рощи фисташки туполистной (Pistacia mutica), древесина которой обладает ценными свойствами. При этом, как отмечается в письме Правительства г. Севастополя, привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к вырубке данных деревьев, представляется затруднительным, поскольку квалификация преступления по части 260 УК РФ требует значительного размера вырубки, который в свою очередь рассчитывается исходя из фактического объема вырубленной древесины. Так, с учетом того, что диаметры стволов деревьев фисташки туполистной, вырубленной в г. Севастополе, находились в диапазоне от 15 мм до 70 мм, общий объем уничтоженных 103-х деревьев не позволил квалифицировать размер вырубки, как значительный, и соответственно привлечь виновных лиц к уголовной ответственности.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается унифицировать подход к обеспечению уголовно-правовой защиты особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, а также объектов растительного мира, дополнив УК РФ статьей 260.1 "Незаконные уничтожение, повреждение, добыча, сбор и оборот особо ценных объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации". Составы уголовных преступлений, а также санкции предлагается установить по аналогии со статьей 258.1 УК РФ.
С субъективной стороны уничтожение, повреждение, добыча, сбор и оборот особо ценных объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации характеризуются только прямым умыслом, так как эти деяния совершаются при отсутствии на то законных оснований (незаконно).
Таким образом, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за уничтожение, повреждение, добычу, сбор и оборот указанных особо ценных объектов растительного мира при совершении таких деяний по неосторожности.
Корреспондирующие изменения вносятся также в статьи 104.1 и 226.1 УК РФ. Проектируемые положения пункта 3 примечаний к статье 226.1 УК РФ закрепляют полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению Перечня особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов и объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1, 258.1 и 260.1 УК РФ.
Законопроектом предлагается установить, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 1-2 проектируемой статьи 260.1 УК РФ будет осуществляться дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности в форме дознания, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 3-6 проектируемой статьи 260.1 УК РФ следователями Следственного комитета Российской Федерации будет осуществляться предварительное следствие.
Соответствующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что проектом Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 22 июня 2022 г., N 149604-8), который подготовлен в пакете с данным законопроектом, предлагается уточнить редакцию статьи 8.35 КоАП РФ с целью унификации используемой терминологии.
Реализация законопроекта позволит повысить эффективность защиты особо ценных объектов растительного мира в Российской Федерации и будет способствовать сохранению уникального биологического разнообразия нашей страны.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.