Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231551-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" (далее соответственно - Кодекс, законопроект) подготовлен в целях совершенствования трудового законодательства в части возможности совмещения получения образования и трудовой деятельности молодежи, а также в соответствии с планом мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.
Согласно исследованию, проведённому в 2021 году Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении населения и отдельных целевых аудиторий к студенческим отрядам как направлению трудового воспитания молодого поколения страны, 91% школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул. По данным исследований Общероссийского народного фронта и Российского движения школьников также отмечается готовность 9 из 10 подростков начать работать до 18 лет. Это позволяет сделать вывод о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий. В условиях экономического санкционного давления недружественных Российской Федерации государств работа, а значит доход подростка - это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности.
Первая работа для подростка - это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация - помощь найти подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности.
С целью снятия ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних, исключения избыточных норм, а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан законопроектом предлагается внести следующие изменения в Кодекс:
- исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы (статья 63). В указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя. Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями. Исключение сделано для социально незащищенных категорий несовершеннолетних - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг, что также позволит существенно оптимизировать процедуру;
- органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (Министерство здравоохранения Российской Федерации), - утвердить методические рекомендации по определению работ, рекомендуемых для трудоустройства несовершеннолетних (статья 265), в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут утверждать региональные перечни с учетом специфики локальных рынков труда;
- освободить работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве (статья 266), если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности. Одним из барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан является необходимость организации работодателями прохождения медицинского осмотра. Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан;
- установить новый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий при трудоустройстве несовершеннолетних - только по заявлению несовершеннолетнего работника или его законного представителя. Действующая практика контрольно-надзорных мероприятий предусматривает усиленный контроль соблюдения трудового законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних. Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений. Согласно исследованию "Ценности современных подростков. Ожидание работодателей", проведенному порталом HH.ru и проектом "APT личность", 61% работодателей видят сложности при трудоустройстве несовершеннолетних из-за юридических рисков, а 32% по указанной причине не нанимают данную категорию молодежи. Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан, оптимизации кадровых процессов работодателя.
Законопроект не устанавливает новые обязательные требования, оценка применения которых необходима в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" потребует внесение изменений в приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
Внесение изменений в приказ Минздрава России необходимо в целях учета положений законопроекта об исключении нормы о том, что обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, с регламентацией ежегодного прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров за счет средств обязательного медицинского страхования.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель - Минздрав России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.