Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 232856-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - проект федерального закона) предусматривает продление по 31 декабря 2034 года применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части формирования транспортного заказа на организацию пригородных железнодорожных перевозок и компенсации потерь в доходах пригородных пассажирских компаний (далее - перевозчики, ППК) от государственного регулирования тарифов.
Ранее действовавший для пригородных железнодорожных перевозок порядок предполагал, что операции по оказанию услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении освобождались от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), но при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации перевозчики лишались права на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для оказания данных услуг.
Соответственно, перевозчиками в рамках установления экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные перевозки в расходы от указанной деятельности включались суммы НДС, предъявленные им владельцем железнодорожной инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками.
В связи с этим субъекты Российской Федерации при обеспечении компенсации ППК потерь в доходах от такого тарифного регулирования были вынуждены предусматривать субсидирование в большем объеме.
Таким образом, несмотря на освобождение от НДС оказания услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, стоимость пригородной перевозки фактически формировалась с учетом указанной суммы НДС.
С учетом изложенного действующие в настоящее время положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающие замену освобождения от НДС оказания услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении налогообложением по ставке НДС в размере 0 процентов, позволяют перевозчикам значительно сокращать расходы от организации пригородных перевозок и, как следствие, бюджетного субсидирования со стороны субъектов Российской Федерации по компенсации межтарифной разницы.
Так, сумма НДС, которую перевозчики имели право принять к вычету за 2021 год, составляет 15,9 млрд. рублей (6,9 млрд. рублей ППК холдинга АО "РЖД" и 9 млрд. рублей АО "ЦППК").
Продление действия указанной меры позволит не только сохранить сложившуюся положительную практику формирования затрат на организацию пригородных железнодорожных перевозок, но также создаст финансовые условия, позволяющие сохранять стоимость проезда пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на доступном уровне.
Функционирование пригородного комплекса требует значительных объемов вложений в обновление с учетом выбытия по сроку службы подвижного состава для осуществления пригородных железнодорожных перевозок. Обновление подвижного состава служит драйвером развития пригородного сообщения, способствует росту пассажиропотока, повышению качества предоставляемых услуг.
В рамках заключения договоров финансового лизинга лизинговые компании требуют в финансовой модели учитывать окончание срока действия положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающие замену освобождения от НДС оказания услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении налогообложением по ставке НДС в размере 0 процентов 31 декабря 2029 года.
Срок финансового лизинга составляет порядка 10-15 лет, соответственно формирование расходов с учетом НДС, начиная с 2030 года, вызывает удорожание проекта по приобретению парка подвижного состава.
Проект федерального закона связан с целями государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" пониженная ставка НДС на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении включена в перечень налоговых расходов Российской Федерации (НДС 0172).
Приказом Минтранса России от 29 декабря 2021 года N 474 утверждена Методика оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Методика).
Согласно приложению N 4 к Методике налоговому расходу (НДС 0172) соответствует такая цель структурного элемента "Ведомственная целевая программа "Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта" государственной программы "Развитие транспортной системы", как обеспечение транспортной подвижности населения на железнодорожном транспорте на уровне 975,8 пасс.-км на 1 жителя в 2024 году.
Предлагаемые решения позволят улучшить финансово-экономическое состояние ППК. Реализация положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" по прогнозной оценке Минфина России приведет к недополучению федеральным бюджетом доходов за период с 1 января 2030 года по 31 декабря 2034 года в объеме 142,4 млрд рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.