Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 232773-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на оптимизацию судебной стадии уголовного судопроизводства за счет использования современных цифровых платформ и технологий, повышение доступности правосудия и уровня защиты прав граждан.
В настоящее время Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) предусмотрено использование в уголовном судопроизводстве систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) и электронных документов.
Так, применение ВКС судом первой инстанции возможно только для допроса свидетеля и потерпевшего, а также для участия подсудимого в судебных заседаниях по делам террористической направленности в исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства (часть четвертая статьи 240 УПК РФ, часть шестая. 1 статьи 241 УПК РФ).
Кроме того, в апелляционной и кассационной инстанциях по решению суда осужденному, содержащемуся под стражей, также может быть обеспечена возможность участия в судебном заседании посредством ВКС (часть вторая статьи 389.12, часть вторая статьи 401.13 УПК РФ). При рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, осужденный, потерпевший и его представитель могут участвовать в судебном заседании путем использования ВКС (части вторая, вторая.1 статьи 399 УПК РФ).
УПК РФ допускает выполнение процессуальных документов электронным способом (статья 474).
Вместе с тем в условиях развития цифровых технологий и их активного внедрения во все сферы жизни, в том числе в систему предоставления государственных услуг, назрела необходимость расширения возможностей использования технологий удаленного участия в уголовном судопроизводстве.
Электронный юридически значимый документооборот позволит ускорить доставку уведомлений участникам уголовного судопроизводства, упростит порядок подачи ходатайств, заявлений и других документов в суд, снизит процессуальные издержки сторон. Расширенное использование систем ВКС обеспечит право на участие в судебном заседании лиц, которые не могут лично принять в нем участие, в частности в связи с невозможностью выехать по месту нахождения суда.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за период 2018 - 2020 гг. ВКС применялось при рассмотрении 329 569 уголовных дел по первой инстанции. Из них: в 2018 году - 97 846, в 2019 году - 106 266, в 2020 году - 125 457 дел. В апелляционной инстанции за указанный период посредством ВКС рассмотрено 419 553 уголовных дела (в 2018 году - 132 121, в 2019 году - 143 617, в 2020 году - 143 815 дел).
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о постепенном увеличении количества уголовных дел, рассматриваемых посредством ВКС.
В законопроекте предусматриваются следующие нововведения:
1. Возможность участия посредством ВКС в судебном заседании суда любой инстанции для всех участников уголовного судопроизводства (подсудимого (обвиняемого, подозреваемого), осужденного, их представителей, свидетеля, потерпевшего, гражданского истца и ответчика, эксперта, специалиста, прокурора, частного обвинителя). Применение ВКС также будет возможно в ходе выездных заседаний суда.
Удостоверение личности граждан, участвующих в заседании посредством ВКС, будет осуществляться должностным лицом или судом, оказывающим содействие в проведении ВКС.
Вопрос об участии лица в судебном заседании посредством ВКС будет решаться судом по собственной инициативе или по ходатайству соответствующего лица.
При этом не допускается участие подсудимого в судебном заседании путем использования ВКС при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.
2. Возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в суд посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), информационной системы суда, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Направление повесток и уведомлений участникам уголовного судопроизводства (таким как, например, потерпевший, гражданский истец) при наличии их согласия (согласие дается на Едином портале) будет осуществляться посредством Единого портала или единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечисленные положения будут применяться при наличии технической возможности в суде, учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Введение правил удаленного участия в судебном заседании будет дополнительным и не повлечет за собой отмену существующего порядка.
Предложенный законопроектом подход соответствует Федеральному закону от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реализация положений законопроекта будет осуществлена в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках федеральных проектов "Информационная инфраструктура" и "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика", и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект позволит повысить гарантии прав граждан и юридических лиц на судебную защиту, усовершенствовать действующие нормы процессуального законодательства, регламентирующие порядок использования технологий удаленного участия в уголовном судопроизводстве, а также обеспечить рассмотрение уголовных дел судами различных инстанций с соблюдением принципа разумного срока уголовного судопроизводства, что особенно важно в тех ситуациях, когда подозреваемый, обвиняемый или подсудимый содержится в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемое правовое регулирование не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", будет осуществлена в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках национальной программы "Цифровая экономика", и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.