Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 232770-8 "О пробации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О пробации в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает введение института пробации, представляющей собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, в отношении которых назначены иные меры уголовно-правового характера, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц.
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях имеются отдельные элементы системы ресоциализации и социальной адаптации.
На федеральном уровне основы социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
В ряде регионов приняты законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Республика Башкортостан, Архангельская, Кировская, Ленинградская, Омская и Тюменская области), созданы центры социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (Республика Башкортостан, Забайкальский, Красноярский края, Воронежская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург).
В целях систематизации отдельных положений законодательства в этой сфере, установления единых принципов организации работы по осуществлению контроля, социальной адаптации, социальной реабилитации соответствующих категорий лиц предлагается создать единую систему пробации в Российской Федерации, представляющую собой совокупность органов государственной власти, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации.
Законопроектом предлагается закрепить различные виды пробации: исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную.
Важнейшим инструментом в сфере пробации будет являться индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации - документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности.
Законопроектом предусматривается наделение ФСИН России полномочиями по ведению единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация, и статистического учета в сфере пробации.
Создание и ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация, ФСИН России будет осуществлять в рамках полномочий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", и текущего финансирования.
Кроме того, законопроектом определяются правовые, организационные основы деятельности органов, осуществляющих пробацию, уточняются права, обязанности и полномочия учреждений и организаций, осуществляющих пробацию, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, общественными организациями, а также устанавливаются меры ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации и категории лиц, в отношении которых они могут применяться.
Предполагается, что принятие соответствующего законодательного акта будет способствовать эффективной адаптации граждан в обществе, восстановлению социально полезных связей, трудоустройству.
Учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение корреспондирующих изменений в иные нормативные правовые акты, законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления в силу.
Вопрос комплектования уголовно-исполнительных инспекций будет решен за счет перераспределения штатной численности между исправительными учреждениями и уголовно-исполнительными инспекциями. В этой связи для реализации положений, предусмотренных законопроектом, не потребуется увеличения штатной численности.
Стоит учитывать, что сеть уголовно-исполнительных инспекций широко развита по субъектам Российской Федерации.
Распределение нагрузки на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций осуществляется по территориальному принципу исходя из среднесписочной численности лиц, состоящих на их учете.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О пробации в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О пробации в Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О пробации в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О пробации в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Цель - внесение корреспондирующих изменений, касающихся полномочий уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - установление прав, обязанностей и полномочий уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О пробации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О пробации в Российской Федерации" потребует:
I. Внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Цель - внесение корреспондирующих изменений, касающихся полномочий в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - наделение Минюста России полномочиями в сфере пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
Цель - внесение корреспондирующих изменений, касающихся полномочий в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - наделение ФСИН России полномочиями в сфере пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности".
Цель - внесение корреспондирующих изменений, касающихся полномочий в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - наделение уголовно-исполнительных инспекций полномочиями в сфере пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
II. Принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня органов и организаций, имеющих доступ к единому реестру лиц, в отношении которых применяется пробация, перечня информации, подлежащей включению в единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, а также порядка ведения и использования единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - определение порядка ведения и использования единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация, перечня информации, подлежащей включению в данный реестр, а также утверждение перечня органов и организаций, имеющих доступ к указанному реестру.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
2. Приказа Минюста России "Об утверждении Порядка осуществления прав и исполнения обязанностей уголовно-исполнительных инспекций и учреждений, исполняющих наказания, в сфере пробации".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка осуществления прав и исполнения обязанностей уголовно-исполнительных инспекций и учреждений, исполняющих наказания, в сфере пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
3. Приказа Минюста России "Об утверждении Порядка осуществления социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, оказания им психологической помощи".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка осуществления социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, оказания им психологической помощи.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
4. Приказа Минюста России "Об организации работы по подготовке осужденных к освобождению и содействию им в трудовом и бытовом устройстве".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка организации работы по подготовке осужденных к освобождению и содействию им в трудовом и бытовом устройстве.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
5. Приказа Минюста России "Об утверждении формы уведомления об оказании содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение формы уведомления об оказании содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
6. Приказа Минюста России "Об утверждении Порядка подготовки и формы индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, критериев и методики оценки индивидуальной нуждаемости".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение Порядка подготовки и формы индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, критериев и методики оценки индивидуальной нуждаемости.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
7. Приказа Минюста России "Об утверждении Правил организации деятельности центров пробации".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение Правил организации деятельности центров пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
8. Приказа Минтруда России "Об утверждении Типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости, определяющего порядок, формы и сроки информационного обмена".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минтруд России, Минюст России, ФСИН России.
9. Приказа Минздрава России и Минюста России "Об утверждении инструкции о порядке информационного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам медицинского обеспечения лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам медицинского обеспечения лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минздрав России, Минюст России, ФСИН России.
10. Приказа Минпросвещения России "Об утверждении Типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении образования лицами, в отношении которых применяется пробация".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждение порядка взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении образования лицами, в отношении которых применяется пробация.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минпросвещения России, Минюст России, ФСИН России.
11. Приказа Минздрава России "Об утверждении Типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной власти по вопросам применения пробации".
Цель - реализация положений законопроекта в сфере пробации.
Содержание правового регулирования - утверждения порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной власти по вопросам применения пробации.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минздрав России, Минюст России, ФСИН России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.