Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 237145-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях закрепления на федеральном законодательном уровне создание органами государственной власти необходимых условий для получения коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, полномочиями по установлению особенностей получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренному малочисленному народу Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, например, в части даты начала учебного года и другое.
В соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 1792-р, разработан комплекс мер, направленных на создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе на сохранение их исконной среды обитания и образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания. Так, к основополагающим мерам относится повышение доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с учетом их этнокультурных особенностей
Анализ опыта субъектов Российской Федерации, в которых в настоящее время осуществляется обучение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - кочевое обучение), выявил следующую специфику такого обучения:
- получение образования осуществляется вне образовательной организации, на большом расстоянии от населенных пунктов, непосредственно в местах компактного проживания коренных малочисленных народов;
- семейное образование для данной категории детей в массовой практике практически неосуществимо по причине низкого образовательного ценза родителей и их большой занятости по ведению хозяйства в течение всего дня;
- кочевое обучение в отличие от семейного образования и самообразования, осуществляется в определенной образовательной организации (фактически находится в местах кочевий), на ребенка на время освоения образовательной программы распространяются все права и обязанности обучающегося;
- применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий также малоосуществимо, в связи с удаленностью мест кочевий от населенных пунктов, малоразвитостью транспортной инфраструктуры, отсутствием Интернета и средств устойчивой связи, дефицитом энергообеспечения кочевых родовых общин, отсутствием качественных бытовых условий.
В то же время кочевое обучение направлено на максимальное приближение обучения детей коренных и малочисленных народов к местам кочевий. Кочевое обучение позволяет увеличить охват детей как дошкольным, так и начальным общим образованием.
В данный момент вопрос получения образования детьми коренных малочисленных народов, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни законодательно урегулирован исключительно на региональном уровне. Задачу сохранения идентичности коренных малочисленных народов, их самобытности помогают реализовать региональные проекты "Кочевая школа", "Кочевой детский сад", особые формы дошкольного, начального, общего образования. Тем не менее, единая практика реализации кочевого образования отсутствует и внесение правовой определенности в данную сферу позволит предоставить детям, относящимся к коренным малочисленным народам, ту гарантию на качественное обучение и образование, которая им положена на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Соответствующую позицию о необходимости внесения в федеральное законодательство положений о кочевом обучении поддерживают субъекты Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни. В результате направления письменных запросов в данные регионы с целью выявления текущих условий получения кочевого образования были получены следующие ответы: обучение кочевым методом организовано в Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Амурской области, Красноярском крае, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия), Республике Коми. Всего в настоящее время 4676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; в кочевых семьях - 6569 детей, из них дошкольного возраста - 2203, школьного возраста - 4366.
Таким образом, вопрос закрепления особенностей кочевого обучения в федеральном законодательстве является важным для обеспечения доступности общего образования в субъектах Российской Федерации и расширит возможности получения образования в привычной для детей коренных малочисленных народов среде.
Кроме того, необходимо учитывать особенности организации образовательной деятельности для обучающихся, относящихся к коренному малочисленному народу Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни при применении лицензионных требований и условий, установленных в положении о лицензировании образовательной деятельности. Предлагается не применять к образовательной деятельности для указанных выше лиц такие лицензионные требования, как:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию;
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аккредитаций, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований и последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Субъектами Российской Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы, была предоставлена информация о текущих условиях получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к указанной категории граждан, в том числе направлены показатели по финансированию образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги в кочевых условиях. Согласно сведениям из Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа финансирование получения образования обучающимися, ведущими кочевой и полукочевой образ жизни, осуществляется за счет средств региональных бюджетов, в Красноярском крае финансирование осуществляется за счет средств регионального и местного бюджетов, в Амурской области - за счет средств местного бюджета. В приложениях 1 и 2 к финансово-экономическому обоснованию приведена детальная информация о размере и объектах финансирования в образовательных организациях, находящихся в указанных субъектах Российской Федерации; в приложении 3 представлена информация об объеме финансирования, необходимого для организации трех пунктов кочевого обучения в Красноярском крае.
Таким образом, закрепление в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" положений о порядке получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренному малочисленному народу Российской Федерации, не повлечет возникновение новых статей расходов как федерального, так и регионального бюджетов.
Приложение 1
Справочная информация по финансированию образовательных учреждений
Н.п. |
Субъект Российской Федерации |
Объект финансирования |
Количество обучающихся |
Источник финансирования |
Строки финансирования |
Период финансирования, объем финансирования (руб.) |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||||
1. |
Красноярский край |
Таежный кочевой мини-детский сад "Аякан" (Эвенкийского муниципального района) |
- 4 ребенка в 2020 - 2021 годах - 5 детей в 2022 году - 7 детей (планируется в 2023 году) |
Региональный и местный бюджеты |
Фонд оплаты труда |
3 316 000 |
3 099 000 |
3 110 000 |
Прочие работы, услуги |
28 000 |
230 000 |
130 000 |
|||||
Увеличение стоимости основных средств (приобретение) |
200 000 |
450 000 |
350 000 |
|||||
Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях |
5 000 |
5 000 |
15 000 |
|||||
Увеличение стоимости продуктов питания |
214 000 |
278 000 |
418 000 |
|||||
Увеличение стоимости горючесмазочных материалов |
150 000 |
167 000 |
180 000 |
|||||
Увеличение стоимости строительных материалов |
10 000 |
50 000 |
65 000 |
|||||
|
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
85 000 |
72 000 |
100 000 |
||||
Итого |
4 008 000 |
4 351 000 |
4 368 000 |
|||||
2. |
Ненецкий автономный округ (НАО) |
Организация и обеспечение вывоза обучающихся в образовательные организации НАО и сопровождающих их лиц |
|
Региональный бюджет |
|
26 069 438 |
67 352 000 |
42 023 300 |
3. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Дошкольное образование |
2021 год-75 детей |
Региональный бюджет |
Заработная плата и начисления на оплату труда |
21 628 000 |
22 527 000 |
24 840 000 |
Учебные расходы |
2 200 000 |
1 755 000 |
1 663 000 |
|||||
Питание |
154 000 |
135 000 |
162 000 |
|||||
Топливо и ГСМ |
160 000 |
192 000 |
205 000 |
|||||
Прочие |
737 000 |
825 000 |
792 000 |
|||||
Итого |
24 879 000 |
25 434 000 |
27 662 000 |
|||||
Начальное общее образование |
2021 год - 385 детей |
Региональный бюджет |
Заработная плата и начисления на оплату труда |
100 858 000 |
105 229 000 |
109 589 |
||
Учебные расходы |
2 595 000 |
3 078 000 |
3 255 000 |
|||||
Мягкий инвентарь |
8 050 000 |
7 791 000 |
14 358 000 |
|||||
Продукты питания |
20 749 000 |
20 771 000 |
23 650 000 |
|||||
Топливо и ГСМ |
106 000 |
137 000 |
148 000 |
|||||
Транспортные услуги |
3 101 000 |
6 172 000 |
9 537 000 |
|||||
Коммунальные услуги |
10 845 000 |
15 919 000 |
17 390 000 |
|||||
Прочие |
12 815 |
12 942 000 |
9 646 000 |
|||||
Итого |
159 119 000 |
172 039 000 |
187 573 |
|||||
4. |
Амурская область |
Кочевая школа при МОАУ "Усть-Нюкжинская СОШ" |
2022 год - 5 детей |
Местный бюджет |
Заработная плата |
1 149 640 |
1 268 640 |
1 910 970 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
347 110 |
383 130 |
577 110 |
|||||
Увеличение стоимости материальных запасов |
8 200 |
3 000 |
5 830 |
|||||
Увеличение стоимости основных средств |
21 170 |
29 180 |
20 610 |
|||||
Итого |
1 525 850 |
1 683 950 |
2 514 520 |
|||||
5. |
Республика Коми |
ГОУ "Школа - интернат N 1" г. Воркуты |
2022 год - 139 детей |
Региональный бюджет |
Субсидии на оказание государственных услуг(выполнение работ) государственными учреждениями |
60 318 000 |
40 394 500 |
58 558 900 |
Государственное обеспечение обучающихся, воспитанников государственных учреждений |
5 483 900 |
4 794 800 |
5 699 400 |
|||||
Субсидии на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока |
966 200 |
- |
- |
|||||
Итого |
66 768 100 |
45 189 300 |
64 258 300 |
Приложение 2
Справочная информация о финансировании образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) в 2022 году
Образовательная организация / Показатель |
МБОУ УЧСОШ |
МБОУ "Себян-Кюёльская СОШ" |
МБОУ "Харыялахская СОШ им. Х.А. Христофорова" |
МБОУ "Тополинская СОШ" |
МБОУ "Кустурская СОШ им И.Н. Слепцова" |
||
Строки финансирования |
АУП, УВП, специалисты и служащие, медицинские работники |
Норматив 1 ступени |
25 313 400 |
24 535 200 |
21 045 700 |
17 939 200 |
25 313 400 |
Норматив 2 ступени |
37 339 600 |
37 994 400 |
31 337 900 |
27 311 700 |
37 339 600 |
||
Норматив 3 ступени |
42 647 600 |
44 078 600 |
36 167 100 |
31 705 400 |
42 647 600 |
||
Педагогические работники |
Норматив 1 ступени |
93 401 200 |
100 082 600 |
80 048 700 |
71 477 100 |
93 401 200 |
|
Норматив 2 ступени |
152 353 700 |
163 189 900 |
130 580 300 |
116 598 100 |
152 353 700 |
||
Норматив 3 ступени |
177 527 400 |
190 240 000 |
152 163 100 |
135 870 700 |
177 527 400 |
||
Обслуживающий персонал |
Норматив 1 ступени |
12 335 700 |
13 947 600 |
10 507 600 |
9 381 800 |
12 335 700 |
|
Норматив 2 ступени |
12 335 700 |
13 947 600 |
10 507 600 |
9 381 800 |
12 335 700 |
||
Норматив 3 ступени |
12 335 700 |
13 947 600 |
10 507 600 |
9 381 800 |
12 335 700 |
||
Учебные расходы |
Норматив 1 ступени |
5 192 500 |
5 645 600 |
4 371 900 |
3 945 000 |
5 192 500 |
|
Норматив 2 ступени |
8 445 900 |
9 229 600 |
7 167 500 |
6 471 100 |
8 445 900 |
||
Норматив 3 ступени |
9 859 600 |
10 832 800 |
8 423 400 |
7 612 000 |
9 859 600 |
||
|
Количество учащихся в кочевых школах (филиалах ОУ) |
|
3 |
2 |
7 |
41 |
12 |
Приложение 3
Справочная информация об объеме средств, необходимом для организации трех пунктов кочевого образования для предоставления дошкольного образования в Красноярском крае
N п/п |
Наименование |
Кол-во (шт.) |
Сумма в месяц /цена/тариф/ (руб.) |
Итого расходы (тыс. руб.) |
на полный финансовый год | ||||
1 |
6 |
153 911,11 |
11 081,6 |
|
2 |
Прочие выплаты (КОСГУ 212) |
|
|
|
Командировочные расходы |
302 |
700,00 |
211,4 |
|
Итого 212 |
302 |
|
211,4 |
|
3 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме (КОСГУ 214) |
|
|
|
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и членов их семей |
6 |
22 430,00 |
134,6 |
|
Итого 214 |
6 |
|
134,6 |
|
4 |
Услуги связи (КОСГУ 221) |
|
|
|
Услуги связи (сотовая связь) |
500 |
32 700 (за 250 мин.) |
65,4 |
|
Итого 221 |
|
|
65,4 |
|
5 |
Прочие услуги (КОСГУ 226) |
|
|
|
Периодический медицинский осмотр |
6 |
8 192,6 |
49,2 |
|
Итого 226 |
6 |
|
49,2 |
|
6 |
Увеличение стоимости материальных запасов (КОСГУ 340) |
|
|
|
ГСМ |
9 000 |
60,0 |
540,0 |
|
Продукты питания |
20 |
8 159,3 |
1 468,7 |
|
Итого 340 |
|
|
2 008,7 |
|
1 |
Увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310) |
|
|
|
Ноутбук |
3 |
57 000,00 |
171,0 |
|
Спутниковый телефон |
3 |
115 492,00 |
346,5 |
|
Буран |
3 |
362 550,00 |
1 087,7 |
|
Нарты |
3 |
64 000,00 |
192,0 |
|
Эл. генератор |
3 |
185 000,00 |
555,0 |
|
Спальный мешок |
6 |
11 000,00 |
66,0 |
|
Итого по 310 |
|
|
2418,2 |
|
2 |
Увеличение стоимости материальных запасов (КОСГУ 340) |
|
|
|
Канцелярские товары |
|
|
38,6 |
|
Альбом для рисования |
20 |
140,53 |
2,8 |
|
Акварель 16 цв. |
20 |
140,00 |
2,8 |
|
Бумага А-4 офисная |
6 |
779,61 |
4,7 |
|
Бумага цветная |
20 |
68,28 |
1,3 |
|
Карандаши простые |
20 |
20,00 |
0,4 |
|
Карандаши цветные 24 цв. |
20 |
110,37 |
2,2 |
|
Кисточки акварельные |
20 |
42,13 |
0,8 |
|
Клей канцелярский |
6 |
80,00 |
0,5 |
|
Клей-карандаш |
20 |
79,46 |
1,6 |
|
Корректор |
20 |
80,00 |
1,6 |
|
Краски акварель 12 цв. с кисточкой |
20 |
477,00 |
9,5 |
|
Ластик |
20 |
27,89 |
0,6 |
|
Маркер |
20 |
50,00 |
1,0 |
|
Ножницы |
20 |
80,00 |
1,6 |
|
Пластилин |
20 |
180,04 |
3,6 |
|
Ручка шариковая |
40 |
32,56 |
1,3 |
|
Фломастеры |
20 |
114,31 |
2,3 |
|
Приобретение игр, игрушек |
|
|
104,0 |
|
Игра развивающая |
3 |
23 420,00 |
70,3 |
|
Настольные игры разные |
3 |
6 745,00 |
20,2 |
|
Конструктор |
3 |
1 500,00 |
4,5 |
|
Игрушка музыкальная |
3 |
3 000,00 |
9,0 |
|
Итого 340 |
|
|
142,6 |
|
|
ВСЕГО |
|
|
16 111,7 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373, зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115, зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63180.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.