Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 238023-8 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект содержит ряд положений, направленных на обеспечение полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также положений, направленных на ускорение судебной защиты по соответствующим делам.
Для ускорения судебной защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов предлагается дополнить процессуальное законодательство нормами, предусматривающими возможность изготовления (выполнения) и направления в электронном виде не только судебных актов, но и распоряжений, требований, поручений, вызовов, обращений судов, что призвано ускорить получение документов лицами, которым они адресованы, и, соответственно, сократить сроки перерывов в судебных заседаниях, сроки отложения судебных разбирательств, а в конечном счете - фактические сроки рассмотрения, разрешения дел и защиты нарушенных прав. В тех же целях законопроект предусматривает возможность ведения производства по делу в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций по материалам административного дела в электронном виде, сформированным и заверенным в суде, в котором находятся материалы дела на бумажном носителе, что особенно востребовано в практике пересмотра судебных актов по делам с сокращенными сроками рассмотрения (например, по делам о защите избирательных прав).
Кроме того, законопроект содержит положения, предусматривающие при подаче кассационных жалобы, представления на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7-11 части 1 статьи 20 КАСРФ, до дня голосования незамедлительное изготовление, заверение судом, в который поданы жалоба, представление, электронных копий жалобы, представления, приложенных к ним документов и незамедлительное направление данных копий в Верховный Суд Российской Федерации; дачу согласия лицами, участвующими в деле, на получение судебных извещений и вызовов с использованием современных средств связи путем указания в заявлении (жалобе) адреса электронной почты, номера телефона; возможность выдачи исполнительных листов по административным делам непосредственно судами апелляционной, кассационной инстанций, вынесшими судебный акт, на основании которого выдается соответствующий исполнительный лист.
Для обеспечения полной судебной защиты прав, свобод, законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений перечень требований, которые могут содержаться в административном исковом заявлении (статья 124 КАС РФ), дополняется требованиями о компенсации морального вреда.
На повышение контроля за исполнением определений судов о применении мер предварительной защиты направлены положения законопроекта, предусматривающие обязанность лица, на которое возложено исполнение определения суда о применении мер предварительной защиты, исполнить данное определение не позднее следующего дня со дня его получения, если иной срок не установлен законом или судом, а также сообщить суду об исполнении данного определения в течение пяти дней со дня его получения.
Кроме того, законопроект предусматривает расширение оснований применения мер предварительной защиты по административному иску.
В связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы проведения государственной кадастровой оценки и пересмотра кадастровой стоимости, предусматривающим передачу полномочий, связанных с пересмотром кадастровой стоимости, специально созданным для этих целей бюджетным учреждениям, проектом предлагаются изменения в главу 25 КАС РФ, регламентирующие процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений.
Законопроект содержит нормы об оптимизации правил подсудности административных дел об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решений, действий (бездействия).
Рассмотрение административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, по месту нахождения (адресу) исправительного учреждения обеспечит возможность своевременного получения административными истцами судебных извещений; объективное, всестороннее и оперативное рассмотрение таких дел судами по месту нахождения (адресу) исправительного учреждения, в том числе в результате проведения выездных судебных заседаний в исправительных учреждениях для непосредственного исследования условий содержания осужденных, заслушивания их объяснений.
Законопроект направлен также на устранение отдельных пробелов правового регулирования, коллизий правовых норм.
Так, его положениями предусмотрены: подробное правовое регулирование порядка объявления перерыва в судебном заседании, индексации присужденных денежных сумм; исчисление сроков рассмотрения дел заново в случаях, когда согласно процессуальному закону их рассмотрение начинается сначала; внесение в пункт 5 части 2 статьи 123.3 КАС РФ дополнений, корреспондирующих пункту 9 части 1 статьи 123.6 КАС РФ; приведение предусмотренных частью 4 статьи 142.1 КАС РФ оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции в соответствие с содержанием части 1 данной статьи.
С учетом того, что действующее законодательство об административном судопроизводстве по общему правилу не допускает поступление в суд проверочной инстанции жалобы, представления на судебный акт до истечения срока на их подачу, а в случаях, когда такое поступление жалобы, представления законом допускается, они должны рассматриваться судом оперативно, законопроектом предложено исключить из части 1 статьи 305, части 7 статьи 327 КАС РФ положения, согласно которым срок рассмотрения жалобы, представления исчисляется со дня истечения срока их подачи.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает уплату государственной пошлины при подаче в суд заявления о выдаче дубликата исполнительного документа, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 3 статьи 354 КАС РФ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребуют выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.