Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Законопроектом вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - Семейный кодекс), Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).
Законопроектом предлагается установить:
социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ними лиц, а также определение порядка его проведения;
социально-психологическое обследование детей-сирот;
обязательность прохождения подготовки близкими родственниками детей-сирот, желающими принять ребенка в свою семью на воспитание, а также лицами, которые являются или являлись опекунами (попечителями) на основании акта о предварительной опеке и попечительстве, и определение порядка такой подготовки;
утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных (специальных) программ подготовки для близких родственников, лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и порядок организации такой подготовки;
требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
требования к состоянию жилых помещений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
возможность последующих усыновления или передачи под опеку (попечительство) детей-сирот лицам, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), по истечении года с момента вступления в силу решения суда о предыдущем усыновлении указанным гражданином ребенка или принятия органами опеки и попечительства акта о назначении указанного гражданина опекуном (попечителем);
преимущественное право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего, других родственников, отчима (мачехи) перед всеми другими лицами быть опекунами или попечителями при установлении предварительной опеки (попечительства);
наделение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти полномочиями по определению формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя), а также наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка, сроков заключения и формы договора об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье;
осуществление "сопровождения" опекунов или попечителей, детей-сирот и лиц из их числа, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
возможность привлечения органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - орган опеки и попечительства) к деятельности по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством), психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогов, юристов, а также иных специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства, организаций, оказывающих социальные услуги, и определение порядка их привлечения;
уточнение требований, которые орган опеки и попечительства может указать в акте о назначении опекуна или попечителя, либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства.
По данным федерального статистического наблюдения, ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях (в 2017 году - 4 757, в 2018 году - 5 207, в 2019 году - 5 304, в 2020 году - 4 779, в 2021 году - 5 157). Из них по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей отменено в 2017 году - 3 134 (66% от общего количества решений), в 2018 году - 3 490 (67% от общего количества решений), в 2019 году - 3 345 (63% от общего количества решений), в 2020 году - 2 834 (59% от общего количества решений), в 2021 году - 3 160 (61%).
К обстоятельствам, послужившим причиной отмены решения о передаче ребенка в семью, относятся в том числе некачественная подготовка граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание детей-сирот, а также отсутствие мотивации у семей, принявших в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, к сопровождению и оказанию им помощи.
В связи с этим система подбора и подготовки таких граждан требует совершенствования, в том числе в части исследования мотивации гражданина, наличия в семье ресурсов для воспитания ребенка, наличия возможных ограничений для приема ребенка в семью, возможности обеспечения потребностей ребенка в семье, наличия у гражданина опыта воспитания и иных компетенций, необходимых для приема ребенка в семью на воспитание.
Законопроектом устанавливается, что к полномочиям органов опеки и попечительства относится оказание помощи опекунам (попечителям) несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, в том числе в форме сопровождения.
Законопроектом предлагается установить возможность одномоментного усыновления только одного ребенка, за исключением случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов, или были усыновлены одним лицом или супругами, или воспитывались вместе в одной семье в период их нахождения под опекой (попечительством), или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе. Аналогичный порядок предусматривается и при передаче детей под опеку (попечительство).
Предлагаемое ограничение обусловлено особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье. Основными задачами семьи в этот период являются перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями новой семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками и другое.
В совокупности с допускаемым исключением предлагаемое законопроектом ограничение численности передаваемых в семью на воспитание детей-сирот поддерживается 81 субъектом Российской Федерации и является необходимой мерой, принимаемой в целях защиты их прав и интересов указанных детей, а также в целях снижения рисков возврата детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно законопроекту требование статей 127 и 146 Семейного кодекса о невозможности быть усыновителями, опекунами или попечителями к гражданам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, указанные в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 127, в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса, распространяются также на лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Законопроектом предусматривается возможность привлечения (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) к проведению проверок специалистов в сфере воспитания, иных специалистов, а также специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций, оказывающих социальные услуги. Привлечение специалистов к проверке осуществляется в целях определения деятельности опекунов (попечителей) по обеспечению интересов и потребностей ребенка, выявления в том числе случаев жестокого обращения с ребенком.
Одновременно законопроектом предусматриваются положения о взаимодействии граждан и органов опеки и попечительства в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается включить в число случаев, когда опекун и попечитель вправе заключить кредитный договор и договор займа от имени подопечного, а попечитель вправе давать согласие на заключение таких договоров, случай получения займа в целях обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В настоящее время согласно статье 104 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, банками и иными кредитными организациями предоставляются образовательные кредиты.
Исходя из требований Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 26, пункт 2 статьи 37), Семейного кодекса (статья 60), Федерального закона N 48-ФЗ (часть 1 статьи 21), для заключения кредитного договора необходимо согласие законных представителей несовершеннолетнего и предварительное разрешение органов опеки и попечительства, поскольку заключение кредитного договора является сделкой, влекущей за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (заемщик отвечает по обязательствам, вытекающим из кредитного договора, всем своим имуществом).
Однако, в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.
Статьей 5 законопроекта устанавливается срок вступления в силу федерального закона с 1 сентября 2023 г., поскольку для его реализации потребуется внесение изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, положения о соответствующих видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, разрешительной деятельности.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" (далее - законопроект) потребуют дополнительных финансовых расходов из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расчет финансово-экономического обоснования произведен с учетом численности граждан, прошедших подготовку в 2021 году (в соответствии со статистической формой 103-РИК) (далее - граждане, прошедшие подготовку), численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), находящихся в семьях опекунов (попечителей) и в организациях для детей-сирот, численности семей, воспитывающих детей-сирот с учетом нагрузки на специалистов и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в целом по экономике Российской Федерации в 2021 году.
В соответствии с производственным календарем на 2021 год норма рабочего времени специалистов (психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогов, социальных педагогов, юристов, не состоящих в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства), которые могли бы проводить социально-психологическое обследование гражданина, выразившего желание стать опекуном, а также его супруга в случае, если граждане состоят в браке, подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, в том числе близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, социально-психологическое обследование детей-сирот, находящихся в семье опекуна или попечителя, а также в организациях для детей-сирот, осуществлять сопровождение детей-сирот, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи (усыновление, опека и попечительство) (далее - специалисты) и режим рабочего времени которых в пределах одной ставки при пятидневной рабочей неделе составляет 36 часов в неделю, составила 1772,4 часа/год или 147,7 часа/месяц.
По предварительным данным среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике в Российской Федерации в 2021 году составила 56 545 рублей.
Таким образом, стоимость 1 часа работы специалистов составляет: 56 545/147,7 = 382,84 руб./час.
Законопроектом предусмотрены социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ними лиц (супруга в случае, если лицо состоит в браке и других лиц, достигших возраста десяти лет), и подготовка указанных лиц, в том числе близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - обследование, гражданин).
По данным статистической формы 103-РИК за 2021 год 23 794 гражданина прошли подготовку для лиц, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, 18 960 граждан уже были охвачены психологическим обследованием, региональные средства на данные цели предусматривались в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Для проведения обследования 1 гражданина необходимо в среднем 2 часа.
Таким образом, дополнительная потребность в финансовых средствах на проведение обследования 4 834 граждан составит 3 701 297,12 рублей: (23 794 - 18 960) х 2 х 382,84 = 3 701 297,12 рублей).
Законопроектом предусмотрено социально-психологическое обследование детей-сирот, находящихся в семье опекуна или попечителя, а также в организациях для детей-сирот (далее - социально-психологическое обследование детей).
Предполагается, что социально-психологическое обследование детей будет проводиться по мере необходимости либо по запросу (требованию) органа опеки и попечительства.
В соответствии со статистической формой 103-РИК за 2021 год в семьях граждан под опекой (попечительством) и в приемных семьях проживало 351 203 ребенка, под надзором в организациях для детей-сирот - 35 291 ребенок. Всего - 386494 ребенка. Планируется, что охват обследованием детей-сирот ежегодно составит не более 25% от общей численности детей-сирот или 96 624 ребенка.
Таким образом, расходы, связанные с прохождением социально-психологического обследования 96 624 детей, в год могут составить 110 974 596 рублей (96 624 х 3 х 382,84 = 110 974 596).
Законопроектом предусмотрено сопровождение детей-сирот, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи (усыновление, опека и попечительство).
Согласно статье 4 законопроекта основанием для предоставления сопровождения будет являться заявление гражданина или его законного представителя, то есть сопровождение носит заявительный характер. В соответствии с данными мониторингов ежегодно детей-сирот на воспитание принимают около 30 000 семей.
Сопровождение семьи в год составляет в среднем 60 часов.
Таким образом, расходы, связанные с сопровождением 30 000 семей, могут составить 689 112 000 рублей (30 000 х 60 х 382,84 = 689 112 000).
С учетом изложенного реализация законопроекта потребует выделения 803 787 893 рублей в год в целом по Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время социально-психологическое обследование граждан осуществляется во всех субъектах Российской Федерации, сопровождение семей - в 83 субъектах Российской Федерации (кроме Республики Ингушетия, Чеченской Республики). Данные расходные обязательства будут предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" потребует:
1. Внесения изменений:
а) в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".
Обоснование необходимости подготовки - приведение Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в соответствие с положениями статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции, предлагаемой проектом федерального закона; урегулирование порядка выдачи заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам и потребностям развития усыновляемого ребенка, предоставления лицами сведений о наличии жилого помещения, пригодного для проживания граждан (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства); о проживающих совместно с ними лиц (супруга в случае, если лицо состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), предоставления лицами, принявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведений о вступлении в брак, изменении состава лиц, проживающих совместно с ним, проверки таких сведений, а также действий органа опеки и попечительства в случае предоставления указанными лицами недостоверных сведений, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей; урегулирования порядка подачи лицом в орган опеки и попечительства и получения документов в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), в том числе подписания документов лицами усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Срок подготовки - апрель 2023 г.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России;
б) в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Обоснование необходимости подготовки - урегулирование порядка предоставления лицами сведений о наличии жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства); привлечения к проведению проверки условий жизни подопечных психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогов, юристов, а также иных специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций, оказывающих социальные услуги, включая случаи, порядок и сроки согласования ее проведения с опекунами и попечителями, подготовки и утверждения результатов проверки; порядка и сроков заключения, а также формы договора об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье (за исключением формы договора о патронатной семье (патронаже, патронатном воспитании); порядка освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей; требований к организации и осуществлению деятельности по сопровождению опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (лиц, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель); порядка организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также о проживающих совместно с ними лиц (супруга в случае, если лицо состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), включая форму, методику и сроки проведения социально-психологического обследования, форму заключения о результатах его проведения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению социально-психологического обследования, а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к ним; урегулирования порядка подачи лицом в орган опеки и попечительства и получения и документов в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), в том числе подписания документов лицами усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Срок подготовки - апрель 2023 г.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
2. Принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
а) об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти на утверждение:
требований к содержанию отдельных (специальных) программ подготовки для близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (супругов в случае, если лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоят в браке и других лиц, достигших возраста десяти лет), а также порядок организации и осуществления деятельности по подготовке указанных лиц, формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации;
порядка организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию несовершеннолетнего подопечного (включая случаи проведения социально-психологического обследования, форму, методику и сроки его проведения, форму заключения о результатах проведения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению социально-психологического обследования), а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к таким организациям;
формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Обоснование необходимости подготовки - урегулирование вопросов, касающихся подготовки лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (супругов в случае, если лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоят в браке и других лиц, достигших возраста десяти лет); оценки выполнения опекунами или попечителями несовершеннолетних подопечных обязанностей по воспитанию и образованию.
Срок подготовки - апрель 2023 г.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России;
б) об утверждении: порядка пересмотра результатов социально-психологического обследования гражданина; порядка пересмотра результатов социально-психологического обследования ребенка.
Обоснование необходимости подготовки - урегулирование порядка пересмотра результатов социально-психологического обследования лица, желающего принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ними лиц (супруга в случае, если лицо, желающее принять ребенка в свою семью на воспитание, состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), а также порядка пересмотра результатов социально-психологического обследования ребенка, находящегося на воспитании в семье опекуна или попечителя или под надзором в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок подготовки - апрель 2023 г.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
3. Издания приказов Минпросвещения России об утверждении:
требований к содержанию отдельных (специальных) программ подготовки для близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (супругов в случае, если лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоят в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), а также порядок организации и осуществления деятельности по подготовке указанных лиц, формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации;
порядка организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию несовершеннолетнего подопечного (включая случаи проведения социально-психологического обследования, форму, методику и сроки его проведения, форму заключения о результатах проведения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению социально-психологического обследования), а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к таким организациям;
формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Обоснование необходимости подготовки - урегулирование вопросов, касающихся подготовки близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (супругов в случае, если лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоят в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет); оценки выполнения опекунами или попечителями несовершеннолетних подопечных обязанностей по воспитанию и образованию.
Срок подготовки - май 2023 г.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.