Пояснительная записка
по вопросу ратификации Соглашения менаду Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанное в г. Дубае 26 октября 2021 г. (далее соответственно - Соглашение, Стороны), призвано создать организационно-правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества между Сторонами и профильными организациями обоих государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Соглашение подготовлено и подписано в связи с устойчивой тенденцией к расширению сотрудничества Российской Федерации и Объединенных Арабских Эмиратов в области космической деятельности посредством запланированных к реализации совместных проектов, относящихся, в частности, к установке на территории Объединенных Арабских Эмиратов станции ГЛОНАСС в рамках подпрограммы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", также в других перспективных областях, таких как: космическая наука и исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет, защита космической среды, включая контроль, предупреждение и сокращение образования космического мусора, дистанционное зондирование Земли из космоса, космические телекоммуникационные технологии, пусковые услуги и создание космической техники и другие.
После вступления в силу Соглашения Российская Федерация и Объединенные Арабские Эмираты смогут приступить к реализации совместно с Республикой Казахстан трехстороннего проекта по модернизации стартового комплекса площадки 1 (далее - СК площадки 1) космодрома Байконур ("Гагаринский старт") и других объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Байконур для осуществления пусков ракет-носителей (далее - РН) семейства "Союз-2" (далее - проект "Гагаринский старт"). В целях реализации проекта "Гагаринский старт" Госкорпорацией "Роскосмос" подготовлен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о модернизации и эксплуатации СК площадки 1 - "Гагаринский старт" и технического комплекса ракеты космического назначения в монтажно-испытательном корпусе площадки 112 космодрома Байконур (далее - Соглашение "Гагаринский старт"), которое предусматривает привлечение внебюджетного финансирования.
В настоящее время проект Соглашения "Гагаринский старт" находится на завершающем этапе согласования с российскими федеральными органами исполнительной власти. Соглашение "Гагаринский старт" вступит в силу только после вступления в силу Соглашения.
Реализация проекта "Г агаринский старт" позволит Российской Федерации осуществлять запуски полезных нагрузок, в том числе коммерческих, с использованием РН семейства "Союз-2" с СК площадки 1, а также иметь резервный стартовый комплекс на космодроме Байконур для осуществления запусков в рамках Федеральной космической программы России и внебюджетных пилотируемых космических программ.
Для успешного развития сотрудничества по указанным направлениям необходимо создание надлежащей организационно-правовой основы. Вступление Соглашения в силу позволит обеспечить взаимовыгодное пакетное решение соответствующих вопросов.
Соглашением предусмотрены все необходимые в практическом отношении принципы и нормы, требуемые для развития российско-эмиратского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях. Они касаются, среди прочего, охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена информацией, сертификации конечного использования вывозимых (экспортируемых) охраняемых изделий, технологий и порядка должного обращения с ними на территории импортера (включая меры по обеспечению сохранности и безопасности таких объектов сотрудничества), взаимного отказа от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Сотрудничество с Объединенными Арабскими Эмиратами в области космической деятельности позволит:
в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке космических услуг продвигать соответствующие услуги, обладающие необходимой конкурентоспособностью;
обеспечить отечественным организациям ракетно-космической промышленности дополнительную загрузку производственных мощностей и повысить занятость их работников.
Финансирование расходов, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных Соглашением, будет осуществляться Сторонами через Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" и Космическое агентство Объединенных Арабских Эмиратов в рамках государственной политики в области исследования, освоения и использовании космического пространства в мирных целях и в соответствии с законодательством государств Сторон, касающимся бюджетного регулирования.
Предусмотренная Соглашением совместная космическая деятельность будет осуществляться, в том числе на коммерческой основе, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. При этом конкретные организационные, правовые, финансовые и технические условия осуществления конкретных программ и проектов сотрудничества будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности, или при необходимости и с учетом международных обязательств государств Сторон - соглашениями между Сторонами.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Так, согласно статье 14 проекта Соглашения Стороны на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу любых требований об ответственности и о возмещении ущерба, нанесенного имуществу в рамках осуществления совместной деятельности по Соглашению.
Помимо этого, в соответствии со статьей 10 проекта Соглашения на территории Сторон соблюдается специальный режим для защиты ввезенных охраняемых изделий и технологий, который также включает в себя запрет на любые формы изъятий или исполнительного производства, а также иные любые принудительные меры, включая обращения взыскания на упомянутые категории товаров и их арест.
Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации принудительное изъятие имущества у собственника возможно по основаниям, предусмотренным законом, в случаях, установленных пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплен закрытый перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (пункт 1), и установлено, что перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом (пункт 2).
В связи с этим Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Иные основания для ратификации Соглашения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, отсутствуют.
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" (далее - законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" (далее - проект постановления) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений Соглашения не повлечет дополнительных расходов бюджетов Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом и проектом постановления решения способствуют достижению целей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", в том числе в части стимулирования развития технологического и кадрового потенциалов российской космической отрасли.
Принятие законопроекта и проекта постановления повлечет положительные социально-экономические, финансовые и иные последствия реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения менаду Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанного в г. Дубае 26 октября 2021 г. (далее соответственно - Соглашение, Стороны), не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статье 7 Соглашения финансирование сотрудничества Сторон в рамках Соглашения осуществляется Сторонами и их участниками совместной деятельности в соответствии с дополнительными соглашениями согласно действующему в их государствах законодательству и в зависимости от наличия средств, выделенных на эти цели. Стороны не несут ответственность по финансовым обязательствам участников совместной деятельности Сторон в связи с их совместной деятельностью в рамках дополнительных соглашений. Предусматривается возможность заключения при необходимости соглашений по конкретным программам и проектам непосредственно между Сторонами. В настоящее время каких-либо соглашений между Сторонами, предполагающих дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривается.
Расходы, касающиеся деятельности должностных лиц, представляющих Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы, по сопровождению работ в части охраны российских технологий за рубежом будут осуществляться (если Правительство Российской Федерации в конкретном случае не примет иного решения в установленном порядке) заинтересованными федеральными органами исполнительной власти за счет и в пределах сметы расходов на их текущее содержание.
Сотрудничество с Объединенными Арабскими Эмиратами в области космической деятельности будет содействовать поддержанию и активизации производственной деятельности российских организаций ракетно-космической промышленности, обеспечивая для них дополнительные заказы.
Кроме того, условия финансирования сотрудничества в рамках реализации Соглашения, предусмотренные статьей 7 Соглашения, позволят осуществлять участникам совместной деятельности взаимовыгодные программы и проекты, в том числе за счет собственных средств, что в свою очередь будет способствовать развитию научно-технического и производственного потенциалов российских организаций ракетно-космической промышленности.
Реализация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.