Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 232859-8 "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях расширения перечня случаев, дающих право иностранным гражданам или лицам без гражданства (далее - иностранный гражданин) самостоятельно уведомлять орган миграционного учета о месте своего пребывания.
В настоящее время в соответствии с частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин может самостоятельно подать уведомление о прибытии в место пребывания (далее - уведомление о прибытии) в орган миграционного учета в случае, когда принимающая его сторона не имеет возможности направить такое уведомление в силу уважительных причин, либо при наличии у такого иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, либо в случае, если жилое помещение принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, или иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
В 2020 году иностранными гражданами самостоятельно подано 156751 уведомление о прибытии, в 2021 году - 227662 уведомления.
Положениями законопроекта предполагается, что уведомление о прибытии будет представляться иностранным гражданином, имеющим личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) и зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) в орган миграционного учета в электронной форме при условии, что в качестве принимающей стороны данного иностранного гражданина выступает гражданин Российской Федерации - собственник данного жилого помещения, также имеющий личный кабинет на Едином портале и зарегистрированный в ЕСИА.
При этом согласие принимающей стороны на фактическое проживание иностранного гражданина в предоставленном жилом помещении будет фиксироваться и передаваться в орган миграционного учета также с использованием Единого портала: заполненная иностранным гражданином в личном кабинете на Едином портале электронная форма уведомления о прибытии поступит на согласование в личный кабинет принимающей стороны. При согласовании принимающей стороной уведомление о прибытии будет автоматически передано в орган миграционного учета для фиксации необходимых сведений.
При несогласии принимающей стороны уведомление о прибытии будет возвращено в личный кабинет иностранного гражданина.
Информация о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания будет направляться в адрес иностранного гражданина и принимающей стороны также в электронной форме с использованием Единого портала: в личный кабинет иностранного гражданина будет поступать отрывная часть уведомления о прибытии, подписанная усиленной квалифицированной подписью должностного лица, в личный кабинет принимающей стороны - сообщение о постановке иностранного гражданина по адресу предоставленного для проживания жилого помещения.
В случае, если уведомление о прибытии будет заполнено с нарушением установленных Федеральным законом N 109-ФЗ требований, оно будет возвращено в личный кабинет иностранного гражданина на Едином портале для устранения несоответствий, в личный кабинет принимающей стороны на Едином портале поступит сообщение об отказе в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Для реализации обозначенной инициативы предполагается дополнение статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ новыми частями З.3 и 4.1.
Внесение корреспондирующих изменений предусматривается также в статью 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
Соответствующие изменения будут внесены в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856.
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Предлагаемые изменения позволят упростить процедуру предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации, а также станут дополнительным элементом противодействия фиктивной постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания и повысят эффективность осуществления миграционного учета в Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребуется внесение изменений:
1. В постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. В приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.