Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Законопроект) направлен на уточнение предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ограничений при размещении объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, и правового регулирования перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, в земли других категорий.
В целях организации отдыха жителей и создания благоприятных условий проживания граждан к приоритетным направлениям деятельности органов государственной власти относится удовлетворение потребности в благоустроенных озелененных территориях общего пользования с соблюдением показателей допустимых уровней территориальной доступности и обеспеченности, установленных региональными нормативами градостроительного проектирования, на землях лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам (при отсутствии других вариантов возможного размещения таких объектов).
В ходе реализации мероприятий по благоустройству лесных участков, предусмотренных государственными программами формирования современной городской среды, необходимо возводить общественные объекты капитального строительства рекреационного назначения: сооружения спорта и спортивного отдыха, бытового обслуживания населения (оказание услуг душевых, проката, общеоздоровительных услуг, фотоуслуг, услуг тренеров и инструкторов), объекты общественного питания с системами инженерно-технического обеспечения, соответствующие требованиям безопасности, включая требования безопасного уровня воздействия на окружающую среду и пожарной безопасности.
Важно отметить, что возведение общественных объектов капитального строительства рекреационного назначения в рамках мероприятий по благоустройству лесных участков, предусмотренных государственными программами формирования современной городской среды, исключает возведение жилья, гостиниц, апартаментов и иных объектов для проживания.
Для размещения общественных объектов капитального строительства рекреационного назначения, согласно действующему законодательству требуется перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с ЛК РФ, в земли других категорий запрещается.
Между тем, в соответствии с частью 7 статьи 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки могут быть предоставлены как в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, так и в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, муниципальным учреждениям.
Учитывая изложенное, в целях урегулирования сложившейся ситуации с недопущением коммерческого использования рекреационного потенциала лесных участков арендаторами, Законопроектом предлагается внести изменения статью 11 Федерального закона N 172-ФЗ, ограничив запрет на перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, земельными участками из состава земель лесного фонда, предоставленными в аренду физическим и юридическим лицам. При этом расположенные в лесопарковых и зеленых зонах земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности государственным и муниципальным учреждениям, будет возможно переводить в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии со статьями 94 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, принятие решения о переводе земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для целей удовлетворения потребности населения в благоустроенных озелененных территориях общего пользования и реализации мероприятий по их благоустройству, предусмотренных государственными программами формирования современной городской среды, исключает возможность злоупотребления и использования переведенного земельного участка в целях, отличных от рекреационных, в том числе для возведения жилья, гостиниц, апартаментов и иных объектов для проживания.
Кроме того, законопроектом предусматривается запрет на перевод из состава земель лесного фонда вышеуказанных земельных участков, которые находятся в границах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 41 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация велосипедных и беговых дорожек, возведение некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанным в части 3 статьи 21.1 ЛК РФ, допускается на части площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью, не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями.
При этом в целях обеспечения потребности и равных возможностей для населения в общедоступных занятиях физической культурой и спортом, пеших прогулках в лесу, возникает необходимость обустройства маршрутов для лыжников, велосипедистов и пешеходов, включая маломобильные группы населения по участкам, занятыми лесными насаждениями. Документами по стандартизации (федеральными сводами правил, межгосударственными стандартами) установлены параметры для лыжных трасс (например: ширина не менее 3 м для проезда специальных машин для уплотнения снега и прокладки лыжни, средняя длина - 5 км), пешеходных дорожек (с учетом движения по прохожей части пешеходного пути маломобильных групп населения - не менее 2 м), велосипедных дорожек (двухполосных со встречным движением - 2,5-3,6 м), в связи с чем средняя площадь лыжных трасс и велопешеходных дорожек при реализации мероприятий по благоустройству лесных участков, предусмотренных государственными программами формирования современной городской среды, составляет 4 га.
В связи с этим Законопроектом предлагается дополнить статью 41 ЛК РФ частью 9, предусматривающей нераспространение ограничений, установленных частью 3 статьи 41 ЛК РФ, на случаи размещения велосипедных и беговых дорожек, а также трасс, троп и дорожек, предусмотренных перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанным в части 3 статьи 21.1 ЛК РФ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.