Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 238313-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе" (далее - законопроект) направлен на поддержку граждан, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
В настоящее время экспериментальный налоговый режим, предусмотренный Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", действует на всей территории Российской Федерации. Согласно данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России) по состоянию на 31 августа 2022 года число граждан, применяющих такой налоговый режим, достигло более 5,3 млн. человек. Каждый день в качестве новых плательщиков налога на профессиональный доход (далее - самозанятые) регистрируется более 7 тыс. человек.
В целях подтверждения статуса самозанятого, налогоплательщик при помощи мобильного приложения "Мой налог" или в личном кабинете сайта ФНС России может сформировать справку о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, и направить ее в электронном виде на любую электронную почту.
Кроме того, о наличии либо об отсутствии статуса самозанятого у физического лица можно узнать при помощи сервиса "Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" на сайте ФНС России.
Чаще всего самозанятые регистрируются в сфере такси, ремонта и маркетинга, доставки товаров и аренды квартир, IT-услуг, а также как юристы, консультанты, проектировщики и др.
Крупные онлайн-площадки активно сотрудничают с самозанятыми. Любой желающий, который зарегистрировался как плательщик налога на профессиональный доход, может торговать на маркетплейсах. В этой связи на сегодняшний день такие площадки являются также и самым распространенным каналом продаж для самозанятых, что в свою очередь в целях защиты прав потребителя требует актуализации действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N 38-Ф3 является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Исходя из анализа данных норм следует, что фактических запретов на использование рекламы физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", законодательство не содержит. Вместе с тем, в целях создания равных условий размещения рекламы, соблюдения права потребителя на получение сведений о продавце, рекламирующем товар, требуется уточнение действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 38-ФЗ в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", данная обязанность не распространяется, что препятствует реализации потребителями в полной мере своего законного права на получение необходимой и достоверной информации о продавце.
В этой связи законопроектом предлагается исключить указанный пробел и закрепить за физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", обязанность по указанию своих сведений как продавцов в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, а именно фамилии, имени, отчества, идентификационного номера налогоплательщика физического лица, что позволит не только регламентировать правила предоставления рекламных услуг в отношении самозанятых, в особенности на площадках агрегаторов и маркетплейсов, но и обеспечить защиту прав граждан как потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета, не приведет к сокращению его доходов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.