Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 242098-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (в части правового регулирования изменения, коррекции половой принадлежности) (далее - проект) разработан в целях правового регулирования вопросов, связанных с изменением, коррекцией половой принадлежности на территории Российской Федерации в целях защиты прав граждан на охрану здоровья, устранения двусмысленности в трактовке понятия "половая переориентация" и связанных с этим проблем обоснованного признания государством новой гражданской половой принадлежности лиц, изменивших свой первоначальный биологический пол, в том числе права указанных лиц вступать в брак, нести воинскую обязанность и других.
В настоящее время набирает обороты социально опасная практика произвольного изменения и коррекции пола посредством гормонального лечения и последующей хирургической операции лиц, у которых отсутствуют врожденные патологии полового развития, - транссексуалов. Лицо, осуществившее такую операцию, фактически подвергается стерилизации и не может в дальнейшем иметь детей, а также вынуждено всю жизнь принимать специальные дорогостоящие гормональные препараты. Специалисты также указывают на сокращение продолжительности жизни прооперированных транссексуалов. Нередко смена половой принадлежности сопровождается распадом семейных и социальных связей, тяжелыми психическими заболеваниями пациента. Данная ситуация представляет собой прямую угрозу демографической безопасности страны.
Одновременно наше государство столкнулось с другим социально опасным вызовом - изменением гражданского (юридического) пола лицами, прошедшими так называемую половую переориентацию без необходимого в таких случаях предварительного лечения - реконструкции анатомического пола. В результате люди, обладающие всеми биологическими признаками одного пола, могут свободно получить удостоверяющие личность документы, в которых указана принадлежность к противоположному полу, и даже вступить в законный брак с лицами, принадлежащими к одному с ними биологическому полу, то есть фактически заключить однополый брак.
Международный опыт свидетельствует о том, что операции по коррекции анатомического (биологического) пола представляют определенную опасность для жизни и здоровья пациента и не должны становиться обычным явлением, равно как и общедоступность процедуры изменения юридического (гражданского) пола без предваряющей его реконструкции биологического пола, которая порождает многочисленные правовые проблемы. В связи с тем, что подобная практика в последние годы получает все более широкое распространение, во многих государствах вопросы половой переориентации регулируются законодательно.
Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, транссексуализм относится к расстройствам половой идентификации (класс "Психические расстройства и расстройства поведения") и характеризуется как "желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности. Желание подвергнуться хирургическому вмешательству или получить гормональное лечение с тем, чтобы достичь, насколько это возможно, соответствия предпочитаемому полу". С точки зрения медицины, транссексуализм - "врожденная и необратимая аномалия личности, суть которой заключена в полярном расхождении и грубом альтернативном несовпадении биологического и гражданского пола с формирующимся полом психическим. Это стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное, соответствующее генетическому полу, формирование гонад, урогенитального тракта и вторичных половых признаков" 1.
Отталкиваясь от международной практики понимания того, что вопрос половой идентичности индивида до сих пор не имеет однозначного решения с точки зрения науки, утверждения о существовании единообразно признанного научным сообществом определения психического пола, соответствие которому якобы является главным и определяющим для половой идентичности транссексуала, а также о подвижной "гендерной идентичности" и состоянии "комфортного поля половой принадлежности", по крайней мере, научно не обоснованы. Более того, имеются научно подтвержденные данные о том, что тендер имеет преимущественно нейробиологическую природу, а биологический пол индивида в конечном счете остается неизмененным.
Следовательно, лечить транссексуализм необходимо (это - законное право всех пациентов), но сам факт лечения не означает гарантированное достижение позитивных результатов, тем более не означает смену половой ориентации лица. Сам по себе факт лечения транссексуализма не означает также возникновение у больного права на признание со стороны государства его половой переориентации, включая получение новых документов, удостоверяющих личность лица, прошедшего такую половую переориентацию.
В случае верности утверждения о решающей роли для определения половой идентичности психического пола, не имеющего прямой взаимосвязи с анатомическим полом, перед государством встает правовая дилемма - каким образом объективно оценить в случае прохождения половой переориентации степень принадлежности человека к тому или иному полу с целью получения новых документов, устанавливающих его личность, что автоматически влечет за собой изменение существенного круга его прав и обязанностей как гражданина. Некоторые представители врачебного сообщества прямо утверждают, что любая коррекция биологического пола направлена только на создание "комфортного поля" для психического пола пациента, а потому не всегда обязательна. С этой точки зрения достаточно привести пациента в состояние комфортного поля половой принадлежности, не прибегая в ряде случаев даже к медицинскому вмешательству, например, путем оформления ему новых удостоверяющих личность документов, и только затем проводить лечение по мере необходимости.
Возникают очевидные вопросы. Где объективные критерии такого "комфортного поля"? Означает ли такая практика, что пациент самостоятельно либо лечащий врач, либо они совместно определяют к какому именно психическому полу принадлежит в настоящий момент пациент и насколько стабильно и долговременно он к нему принадлежит? Насколько объективна и достаточна подобная оценка для принятия управленческого решения о признании государством половой переориентации гражданина?
Вопрос правового закрепления критериев, при которых у государства возникают обязательства по признанию смены половой идентичности индивида и соответственно приведения его гражданского пола в соответствие с его новой половой идентичностью (в том числе путем выдачи новых документов, удостоверяющих личность) исключительно важен для регулирования общественных отношений и может быть решен только путем законодательного регулирования.
Понятие биологического пола имеет под собой строго научную базу, в подавляющем большинстве случаев, за явным исключением в виде гермафродитизма, биологический пол индивида изменить невозможно, что и служит объективным критерием для определения гражданского (юридического) пола лица в абсолютном большинстве государств мира. Этого нельзя сказать о критериях так называемой "гендерной идентичности" и психического пола. В связи с этим в ряде стран изменение гражданского пола не разрешено вовсе (например, в Венгрии), в других - требует объективных и мотивированных оснований - хирургической коррекции анатомических половых признаков, которая должна обязательно предварять изменение гражданского пола и должна быть успешной с точки зрения изменения биологических и психических характеристик индивида, подтверждающих его половую переориентацию (например, Вьетнам, Таиланд, Белоруссия, Япония). Либо смена так называемого "гендерного маркера" в документах возможна только после постановки соответствующего диагноза - "транссексуализм" и проведения необходимого лечения (например, Великобритания).
В то же время отсутствие законодательно закрепленного понятия "смены пола" (половой переориентации) и четких критериев этого понятия порождает массу правовых и социальных проблем, создает условия для различного рода злоупотреблений. Вопрос определения степени так называемой половой переориентации лица не должен решаться на основании неясных и субъективных критериев, напротив, должен получить законодательные рамки. От этого напрямую зависит последующие признание государством нового гражданского пола лица - "социальный переход" с вытекающими из него последствиями (брачные отношения, социальные обязательства и т.п., вплоть до несения воинской обязанности и возраста выхода на пенсию).
Специалисты справедливо отмечают: "...мы видим, что во-первых, нет единого понятия "смена пола" (смена только гражданского ("паспортного" пола, смена биологического пола или смена и биологического и гражданского пола), во-вторых, некоторые авторы считают вполне допустимым лечение больных транссексуализмом через смену только гражданского пола без приведения соответствия с полом анатомическим. По нашему мнению, такая позиция недопустима... Кажется невозможным полностью представить себе количество правовых (и не только) проблем при появлении личности с гражданским ("паспортным") женским полом и анатомическим мужским либо наоборот. Думается не трудно заметить, что мужчины и женщины отличаются друг от друга не по паспорту - гражданскому полу, а, в первую очередь, по особенностям психофизического состояния, с учетом которого, законом регулируются различные общественные отношения, в том числе семейные, трудовые и иные. На наш взгляд, под сменой пола следует понимать изменение анатомического пола пациента, т.е. приведение его в соответствие с полом психическим, а изменение гражданского пола является лишь следствием, но таким, без которого невозможно возникновение "новой" гражданской личности. Однако, исходя из того, что анатомический и гражданский пол находятся в тесной взаимосвязи, разделять эти понятия мы не должны. Следовательно, в силу того что гражданский пол определяется на основании пола морфологического, изменение только гражданского пола без хирургической коррекции пола анатомического не может считаться самостоятельным терапевтическим способом лечения. Таким образом, начиная с реализации конституционно закрепленного права каждого на медицинскую помощь, со сложности диагностирования данного заболевания с учетом отсутствия четких к тому критериев, выбора способов и тактики лечения пациентов в соответствии с медицинскими показателями и правовой обоснованностью, а также последующей реабилитацией и реадаптацией лиц, сменивших пол, мы видим насущную необходимость законодательного регулирования данного вопроса с учетом целого комплекса медико-социально-правовых проблем" 2.
Соглашаясь с вышесказанным, считая недопустимой имеющую место практику смены только гражданского пола как средства социальной адаптации без приведения соответствия с полом анатомическим, представляется необходимым установить законодательно следующие критерии половой переориентации:
- обязательность признания биологического (анатомического) пола в качестве основного критерия определения гражданского пола государством;
- наличие обязательной взаимосвязи смены гражданского пола и реконструкции биологического пола;
- реконструкция биологического пола должна предшествовать юридической смене пола, проводиться по объективным медицинским показаниям, строго в исключительных случаях, поскольку представляет опасность для здоровья и жизни пациента.
Названные критерии, необходимые для признания государством половой переориентации, должны быть закреплены федеральным законом, поскольку существенным образом меняют круг гражданских прав и обязанностей лица, подвергшегося медицинскому вмешательству в целях половой переориентации.
Операции по коррекции пола, представляющие определенную опасность, не должны становиться обычным явлением.
Исходя из общепринятой трактовки транссексуализма как врожденной и необратимой патологии личности, Европейский Суд по правам человека, например, исходит из биологического критерия определения пола человека. Такая позиция ясно прослеживается в решениях по делам о якобы имевшей место дискриминации транссексуалов в вопросах заключения брака.
Так, по мнению Суда, "применение лишь биологического критерия определения пола человека, несет в себе невозможность заключения брака лицами, сменившими пол, поскольку с биологической точки зрения они остаются со своими партнерами субъектами одного пола. Результатом применения этого принципа является, например, запрет женщине-транссексуалу жениться на другой женщине, а также невозможность для женщины-транссексуала считаться отцом ребенка. Так, в деле "Беллинджер против Беллинджер" (Bellinger v. Bellinger) (EWCA Civ 1140 [2001], 3 FCR 1) заявитель, которая при рождении была зарегистрирована как мужчина, перенесла хирургическую операцию по изменению пола, а в 1981 года вступила в брак с мужчиной, который знал о ее прошлом. В дальнейшем она требовала признать этот брак действительным. Апелляционный суд же большинством голосов постановил, что брак заявителя был недействителен, поскольку стороны не являлись, соответственно, мужчиной и женщиной, что должно было быть установлено на основе биологического критерия, как определено в Решении по делу "Корбетт против Корбетта" [1971]. В другом деле, "Косей против Соединенного Королевства", Суд пришел к выводу, что приверженность традиционным концепциям брака является достаточным основанием для применения биологического критерия определения пола человека в связи с браком (п. 46), а также невозможности признания заявителя женщиной и выдачу соответствующего свидетельства.
Во многих делах, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека, заявители - транссексуалы ставили вопрос о том, что установление в законодательстве биологического критерия пола в принципе лишает их возможности вступать в брак, поскольку складывалась ситуация, при которой, лицу, сменившему пол и живущему в соответствии с новым, не производили замену документов, в силу чего, он не мог вступать во многие правоотношения, в том числе вступать в брак, либо к браку подходили исключительно с позиции биологической, как союза лиц противоположного пола, в таком случае, даже официальное признание лица, сменившего пол, мужчиной или женщиной не означает для него возможность вступить в брак с лицом противоположного пола, так как, например, по мнению судьи Пинейро Фариньи, хирургические операции не изменяют реального пола человека, а изменяют лишь внешний вид и половую морфологию" 3.
Однако в России "некоторые авторы считают вполне допустимым способом лечения больных транссексуализма - смену только гражданского пола без приведения его в соответствие с полом анатомическим. Нам же кажется, что подобный способ лечения лишь затруднит социальную адаптацию транссексуала и вызовет ряд проблем не только правового характера, но и чисто психологического, поскольку пациент транссексуал страдает от несоответствия именно анатомического пола полу психическому, а не гражданского (паспортного). Предлагаем под сменой пола понимать изменение анатомического пола пациента, т.е. приведение его посредством хирургической коррекции и гормональной терапии в соответствие с полом психическим, а изменение гражданского пола должно быть лишь следствием, но таким, без которого невозможно возникновение "новой" гражданской личности, а также вообще полноценное существование человека в обществе. Примером такого понимания могут служить рад дел, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека" 4.
Законодательное закрепление понятия половой переориентации и установление необходимых критериев для признания государством такой переориентации приобретает особую актуальность в связи с принятием изменений в Конституцию Российской Федерации, которыми к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесена защита института брака как союза мужчины и женщины (п. "ж.1" ч. 1 ст. 72), а к полномочиям Правительства Российской Федерации - обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п. "в" ч. 1 ст. 114).
В то же время действующий Семейный кодекс Российской Федерации "не предусматривает каких-либо препятствий к заключению брака лицом, сменившим пол. В частности, ст. 14 СК не предусматривает среди подобных обстоятельств смену пола одним из будущих супругов, а также не содержит требования биологического определения пола будущих супругов, что также не указывается при подаче соответствующего заявления о заключении брака, не содержит требования к состоянию здоровья (в том числе к репродуктивной способности) жениха и невесты" 5.
В связи с этим бесконтрольный рост числа "трансгендеров", людей с двойной и даже множественной "гендерной идентичностью", наделенных правом произвольно определять свою половую принадлежность, повлечет за собой не только эрозию традиционных семейных ценностей, но и поставит под вопрос существование самого института брака как союза мужчины и женщины, создав угрозу демографической безопасности страны.
Между тем в Российской Федерации в настоящее время установлены беспрецедентно либеральные правила так называемой половой переориентации. Действующий порядок выдачи справки о половой переориентации лица, установленный приказом Минздрава России от 23.10.2017 N 850н, носит крайне общий и расплывчатый характер, что создает поле для злоупотреблений. Приказ не содержит ясных правовых критериев, позволяющих в дальнейшем государственным органам принять объективное и мотивированное решение о выдаче новых документов лицу, прошедшему половую переориентацию. Решение медицинской комиссии о наличии неких абстрактных и ничем не регламентированных нормативно оснований для выдачи справки о половой переориентации, принимаемое к тому же постфактум, на основании данных, представленных пациентом и его лечащим врачом о результатах уже предпринятого лечения, либо вовсе без проведения лечения - в целях "социальной адаптации" транссексуала, не может служить ясным критерием для признания государством нового гражданского пола транссексуала.
В отсутствие необходимого правового регулирования данной сферы, согласно действующему порядку половой переориентации, любое лицо, сославшись на имевшее место безоперационное лечение или отсутствие необходимости в гормональном либо хирургическом лечении, и на заключение врачебной комиссии, признавшей необходимость выдачи ему новых удостоверяющих личность документов "в целях его лечения", может требовать в органах ЗАГС внесения соответствующих изменений в документы, удостоверяющие его личность. Иными словами, оставаясь биологически мужчиной (женщиной) "трансгендер" сможет получать документы на имя женщины (мужчины) и наоборот теоретически неограниченное число раз. Подобный поход, несомненно, будет только способствовать росту криминальных явлений, в том числе фальсификации "справок", не говоря уже о регистрации де-факто однополых браков.
Таким образом, отсутствие законодательных критериев смены гражданского пола индивидом создает очевидный пробел в законодательстве и препятствует последовательной реализации положений Конституции России о сохранении традиционных семейных ценностей и защите института брака как союза мужчины и женщины.
Конституцией Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В целях обеспечения национальной безопасности и сохранения общественного порядка, в целях защиты прав пациентов-транссексуалов от опасных манипуляций и злоупотреблений предлагается рассмотреть возможность законодательно установить:
- необходимость обязательной хирургической коррекции анатомических половых признаков для последующего признания государством нового гражданского пола индивида; Представляется важным не допустить возникновение практики, при которой лица, биологически принадлежащие к одному полу, получили бы возможность обращаться в орган записи актов гражданского состояния для правового оформления принадлежности к другому биологическому полу без приобретения большинства биологических характеристики данного пола;
- обязательность предварительного решения врачебной комиссии о начале лечения транссексуализма. Учитывая очевидную опасность такого лечения для здоровья больного, а также возможные серьезные социальные последствия (изменение социального и правового статуса лица), такое лечение не должно производиться исключительно на основании решения пациента и его лечащего врача. В этом случае врачебная комиссия, принявшая решение о необходимости лечения, будет обязана в дальнейшем как контролировать его процесс, так и по завершении его определять результаты лечения и окончательно подтверждать факт половой переориентации лица (в настоящее время медицинская комиссия подтверждает постфактум либо не подтверждает только сам факт половой переориентации).
Таким образом, с одной стороны вводятся дополнительные меры защиты здоровья пациента - опасная сама по себе процедура лечения транссексуализма переводится под контроль консилиума врачей, с другой - повышается ответственность и уровень профессиональной оценки последствий лечения, по результатам которого государство признает новую половую идентичность индивида. Для такого признания со стороны государства необходимо наличие полного перечня оснований изменения гражданского пола и квалифицированное мотивированное медицинское заключение о причинах изменения пола, которое может предоставить только врачебная комиссия, контролировавшая весь ход лечения от начала до конца. Кроме того, наличие подобного заключения предоставит государственным органам дополнительную возможность обжаловать в судебном порядке объективность процесса принятия решения о половой переориентации лица, что в настоящее время представляется затруднительным. Выдача документа об изменении пола органами ЗАГС и внесение соответствующих изменений в документы, удостоверяющие личность, при таком порядке будет возможна исключительно для лиц, приведших свой анатомический пол посредством хирургической коррекции и (или) гормональной терапии в соответствие с полом психическим.
Действующий приказ Минздрава России от 23.10.2017 N 850н "Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола" установил практику практически неконтролируемой со стороны государства выдачи справки об изменении пола медицинскими и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по психиатрии, любых форм собственности, что влечет в дальнейшем такое же неконтролируемое государством возникновение права изменившего пол пациента на внесение исправления (изменения) в записи актов гражданского состояния о его половой принадлежности.
Произвольное, ошибочное, и даже подложное изменение половой принадлежности и ее последующая автоматическая фиксация на основании выданной медицинской организацией любой формы собственности справки прямо затрагивает вопросы общественной и государственной безопасности. Например, нельзя исключить ситуацию, при которой лицо, совершившее либо планирующее совершить правонарушение, формально проходит процедуру "половой переориентации", фактически при этом не изменяя биологический пол, с целью получения новых документов, фиксирующих противоположный биологический пол. Равным образом это относится и к лицам с неустойчивой психикой либо желающим сознательно оскорбить нравственные чувства иных лиц.
Произвольное либо сфальсифицированное изменение половой принадлежности гражданина может повлечь за собой серьезные нарушения прав и законных интересов третьих лиц, нанести вред безопасности государства и общественной нравственности, в том числе повлечь распад семейных и иных социальных отношений (например, в случае произвольной смены половой принадлежности одним из супругов), возникновение спорных и конфликтных ситуаций в связи с изменением гражданского статуса лица (брачные отношения, служебные обязанности, имущественные отношения, вопросы социального обеспечения и пр.), не говоря уже о криминогенной составляющей. Отсутствие соответствующего правового регулирования на федеральном уровне противоречит конституционной норме о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Кроме того, конституционные нормы о защита института брака как союза мужчины и женщины (п. "ж.1" ч. 1 ст. 72) и обеспечения Правительством России проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п. "в" ч. 1 ст. 114) предполагает адекватное существующим угрозам российскому обществу и государству нормативное регулирование форм такой защиты, в том числе в сфере национальной безопасности, к задачам обеспечения которой отнесено укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян (пп. 3 п. 93 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).
В этой ситуации представляется важным не допустить распространения практики, при которой лица, биологически принадлежащие к одному полу, получили бы возможность обращаться в орган записи актов гражданского состояния для правового оформления принадлежности к другому биологическому полу и даже вступать в брак с лицами, которые биологически принадлежат с ними к одному полу. А такие факты имеют место и они - не единичны.
Действующая процедура принятия решения о половой переориентации пациента, предусмотренная приказом Минздрава России от 23.10.2017 N 850н "Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола", не отвечает задачам обеспечения национальной безопасности в части защиты института брака как союза мужчины и женщины, традиционных семейных ценностей, явным образом не способствует противодействию росту криминогенных явлений в обществе, включая проявления экстремизма. Законодательное регулирование решения данной проблемы отсутствует.
В связи с этим настоящим проектом предлагается внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следующие изменения:
- разграничить понятия "изменение половой принадлежности гражданина", под которым понимается применение методов лечения, направленных на изменение биологического пола гражданина, приводящих к его существенному изменению и "коррекция половой принадлежности", под которой понимается применение методов лечения, направленных на изменение биологического пола гражданина, не приводящих к его существенному изменению. Тем самым исключить возможность произвольной трактовки соответствующей врачебной комиссией любой, в том числе незначительной, коррекции пола в качестве его окончательного изменения и возникновения, таким образом, правовых оснований для внесения изменений в документы, удостоверяющие личность, информации о новом поле лица. Следует подчеркнуть, что вопрос оценки степени существенности изменений биологического пола пациента остается в компетенции врачебной комиссии и законодательному регулированию не подлежит;
- в целях защиты здоровья и жизни пациентов, основ общественной нравственности, прав и законных интересов других лиц и в целях безопасности государства запретить произвольное немотивированное изменение, коррекцию половой принадлежности, основанием для проведения которых может служить в том числе психическое расстройство и расстройство поведения пациента, субъективная оценка им своей половой принадлежности, врачебная ошибка, а прямым следствием - неспособность к деторождению, сокращение продолжительности жизни гражданина и снижение ее качества, распад семейных и иных социальных отношений (например, в случае произвольной смены половой принадлежности одним из супругов), возникновение спорных и конфликтных ситуаций в связи с изменением гражданского статуса лица в результате произвольного изменения пола (брачные отношения, служебные обязанности, имущественные отношения, вопросы социального обеспечения и пр.);
- в связи с тем, что в настоящее время вопрос об определении половой переориентации лица регулируется подзаконным нормативным актом - приказом Минздрава России от 23 октября 2017 г. N 850н "Об утверждении формы и порядка выдачи медицинской организацией документа об изменении пола", и учитывая возрастающую социальную значимость проблемы смены половой принадлежности, законодательно установить, что любое изменение, коррекция половой принадлежности граждан допускается только на добровольных основаниях, при наличии медицинских показаний и на основании мотивированного заключения врачебной комиссии медицинской организации (Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей; Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
- законодательно установить, что Перечень медицинских показаний для изменения, коррекции половой принадлежности граждан определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- установить, что изменение, коррекция половой принадлежности совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, возможна только на основании судебного решения (по аналогии с порядком принятия решения о медицинской стерилизации недееспособного лица, установленном частью 2 статьи 57 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Принимая во внимание, что приведение юридического пола в соответствие с биологическим полом является международной правовой тенденцией, внести изменения в статью 70 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", установив, что Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если представлен документ об изменении пола, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, при наличии оснований, предусмотренных проектируемой частью 2 статьи 57.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.".
Таким образом, принятие проекта послужит целям формирования единообразной практики изменения юридического пола гражданина на основании мотивированной и прозрачной процедуры поэтапного принятия врачебным сообществом и государством решения о существенном изменении его биологического пола.
Депутат Государственной Думы |
В.В. Милонов |
------------------------------
1 Шишкина Ю.С. Право лиц, сменивших пол, на вступление в брак. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011; 75: 154-166.
2 Шишкина Ю.С. Медико-правовые проблемы смены пола. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010; 73: 66-70.
3 Шишкина Ю.С. Право лиц, сменивших пол, на вступление в брак. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011; 75: 154-166.
4 Там же.
5 Там же.
------------------------------
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.