Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 242381-8 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца двенадцатого подпункта "к" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N Пр-2576 в целях повышения уровня социальной защиты пострадавших на производстве граждан и членов их семей.
Законопроектом предусматривается увеличение размера единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты на семью составляет 1 миллион рублей.
Несмотря на инфляционные процессы в Российской Федерации, указанный размер единовременной страховой выплаты остается неизменным с 2014 года.
Вместе с тем, ряд законодательных актов (в том числе Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте") предусматривают страховую выплату единовременного характера в случае смерти потерпевшего (кормильца) в размере 2 миллионов рублей.
Учитывая изложенное, предлагается установить единовременную страховую выплату в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая в размере 2 миллионов рублей в отношении страховых случаев (смерть застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания), произошедших со дня вступления в силу федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация предлагаемых решений не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) предусмотрено увеличение размера единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного, до 2 миллионов рублей.
Единовременную страховую выплату в указанном размере предлагается назначать при наступлении страховых случаев (смерть застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) после вступления в силу изменений, вносимых в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Прогнозируемое количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, исходя из усредненного значения количества указанных страховых случаев, составляет 1445 случаев за год (в 2019 году - 1527 случаев, в 2020 году - 1277 случаев, в 2021 году - 1530 случаев).
Прогнозируемое количество случаев профессиональных заболеваний со смертельным исходом (в том числе вследствие заражения медицинских работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19) составляет 593 случая в среднем за год (в 2020 году - 412 случаев, в 2021 году - 773 случая).
Таким образом, прогнозируемое количество страховых случаев со смертельным исходом составляет 2038 случаев.
Дополнительные расходы на осуществление единовременных страховых выплат прогнозируются в объеме:
(2000000 - 1000000) руб. х 2038 случаев = 2038 млн. руб.
Доля дополнительных расходов, требующихся для осуществления предлагаемых законопроектом изменений (2038 млн. руб.), в общем объеме расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году (119539,5 млн. руб.), предусмотренных Федеральных законом от 6 декабря 2021 г. N 393-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", составляет 1,7% и обеспечивается в рамках установленного тарифа страховых взносов.
Принятие федерального закона не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и не приведет к увеличению страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расходы будут произведены за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рамках бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.