Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 242383-8 "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработан с целью исключения необходимости проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при сохранении возможности осуществления периодического контроля лицензиата на соответствие лицензионным требованиям.
Изменение вносится в часть 1 статьи 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части включения лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в перечень видов деятельности, в отношении которых осуществляется периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
В реестре лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, ведение которого осуществляется Росприроднадзором, содержатся сведения о более чем 20785 действующих лицензиях, в том числе более 18500 лицензий выданы на осуществление деятельности, связанной с транспортированием отходов, 3223 лицензии - на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов, 2591 лицензия - на осуществление деятельности по утилизации отходов, 1232 лицензии - на размещение отходов.
По данным статистики Росприроднадзора из общего числа заявлений о предоставлении лицензий в 2019 г. было отказано в их выдаче - по 22% заявлений, в 2020 г. - по 30%, за 1 полугодие 2021 г. - по 32% заявлений.
При осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий Росприроднадзором в отношении лицензиатов устанавливается, как правило, отсутствие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, а также транспортных средств, оборудования и работников по трудовым договорам, которые были заявлены соискателем лицензии при получении лицензии.
В соответствии с данными формы федерального статистического наблюдения N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2021 году на 13044 проверок, проведенных органами Росприроднадзора, выявлено 8710 случаев нарушений, в том числе в области законодательства о порядке осуществления лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Данные указанной статистики привели к выводу о необходимости внесения изменений в систему контроля за участниками деятельности по обращению с отходами, которая презюмируется, как экологически опасная.
Проведение в отношении лицензиатов процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям позволит отказаться от установления срочности лицензий, более обременительной с точки зрения административных процедур для хозяйствующих субъектов, и планового контрольного (надзорного) мероприятия, обеспечив при этом соответствующий контроль за исполнением лицензионных требований, в том числе посредством следующих мероприятий:
в части деятельности по утилизации отходов - установление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, за наличием достоверных данных по мощностям объектов утилизации, необходимых для оценки развития инфраструктуры объектов утилизации (переработки) отходов;
в части деятельности по размещению отходов - ограничение указанной деятельности после истечения срока эксплуатации объекта размещения отходов, определенного проектной документацией и заключением государственной экологической экспертизы, или исчерпания его вместимости.
Снижение уровня контроля за лицензиатами, деятельность которых осуществляется на объектах I - II категории экологической опасности, не прогнозируется, поскольку в соответствии со статьями 19.1 и 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами. При этом, могут проводится все виды контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением плановых, которые заменяются процедурой периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
В отношении лицензиатов, получивших лицензии до даты вступления в силу настоящего проекта федерального закона, установлены переходные положения.
Дата вступления в силу положений законопроекта с 1 марта 2025 года устанавливается с учетом необходимости разработки и соответствующего вступления в силу подзаконных актов, указанных в перечне актов, подлежащих изменению в связи с принятием настоящего проекта федерального закона, а также по предложениям федеральных органов исполнительной власти в целях снижения в 2023 - 2024 годах административной нагрузки на лицензиатов.
На лицензиатов, получивших лицензии до указанной даты, возлагается обязанность пройти процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с даты предоставления лицензии или последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, но не ранее 1 сентября 2025 года.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 1 марта 2025 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росприроднадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 1 марта 2025 г.
3. Приказ Росприроднадзора от 26 июля 2021 г. N 464 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Росприроднадзор.
Соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 1 марта 2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.