Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 312507-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в области исполнения гражданами воинской обязанности и военной службы.
В целях гарантированного получения гражданами, как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования, предлагается поэтапно повысить нижний предел призывного возраста до 21 года (в настоящее время от 18 лет).
При этом реализация данного предложения позволит:
- исключить явку школьников и студентов в военные комиссариаты для участия в мероприятиях, связанных с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу (в период учебного процесса граждане прибывают в военные комиссариаты, как правило, не менее двух раз (для получения направления на диагностические исследования, а затем на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии);
- сократить финансовые обязательства федерального бюджета на организацию и проведение медицинского освидетельствования призывников, получающих общее или среднее профессиональное образование, на сумму свыше 639 млн. руб. в год (<ежегодно около 675 тыс. граждан реализуют свое право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования, в том числе по программам общего образования - более 35 тыс. чел. и среднего профессионального образования - почти 390 тыс. чел.).
Вместе с тем, предлагаемая норма приведет к сокращению количества граждан, которых можно призвать на военную службу и направить на укомплектование войск (сил).
Учитывая это, в качестве компенсации законопроектом предлагается также повысить верхний предел призывного возраста до 30 лет (в настоящее время до 27 лет).
При этом законопроектом для граждан в возрасте от 27 до 30 лет, пребывающих в запасе, и не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, предусматривается возможность пройти военную службу по призыву, если у них есть такое желание {ежегодно с воинского учета призывников снимается и передается на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, около 80 тыс. чел., достигших 27-летнего возраста и не прошедших военную службу, из них около 30 тыс. чел., не имея на то законных оснований).
Право пройти военную службу по призыву путем подачи в призывную комиссию муниципального образования соответствующего заявления, предоставляется и гражданам, достигшим возраста 18 лет.
Кроме того, положения законопроекта коснутся граждан, которые до достижения ими возраста 30 лет приобрели гражданство Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" встали на воинский учет (ежегодно около 2 тыс. чел.).
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Принятие законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства, а его реализация не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Предлагается установить дату вступления в силу Федерального закона 1 января 2024 года.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не повлечет изменений финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.