Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 242428-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях расширения практики привлечения организаций, находящихся в ведении МВД России, а также уполномоченных организаций субъектов Российской Федерации к оказанию содействия в предоставлении государственных услуг в сфере миграции.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами ежегодно предоставляется более 65 миллионов государственных услуг в сфере миграции, из которых порядка 27 миллионов услуг оказывается иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане).
В 2021 году с учетом действовавших ограничительных мер из-за сложившейся сложной санитарно-эпидемиологической обстановки территориальными органами МВД России принято чуть более 190 тысяч заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и более 304 тысяч заявлений о выдаче вида на жительство (при этом по состоянию на 1 января 2022 г. на территории Российской Федерации проживало порядка 786 тысяч иностранных граждан, имеющих действительные разрешение на временное проживание или вид на жительство). Кроме того, за указанный период территориальными органами МВД России выдано более 7 тысяч разрешений на привлечение и использование иностранных работников, оформлено более 93 тысяч разрешений на работу и более 2,2 млн. патентов.
За 6 месяцев 2022 года территориальными органами МВД России принято более 111 тысяч заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и порядка 180 тысяч заявлений о выдаче вида на жительство (при этом по состоянию на 1 августа 2022 г. на территории Российской Федерации проживало порядка 760 тысяч иностранных граждан, имеющих действительные разрешение на временное проживание или вид на жительство). За указанный период территориальными органами МВД России выдано чуть более 4,4 тысячи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, оформлено более 49 тысяч разрешений на работу и более 1,2 миллиона патентов.
Одновременно совершенствование миграционного законодательства способствует увеличению числа иностранных граждан, желающих пребывать (проживать) и осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, в частности, квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время находящееся в ведении МВД России федеральное государственное унитарное предприятие "Паспортно-визовый сервис" МВД России (ФГУП "ПВС" МВД России, далее - Предприятие), в 57 субъектах Российской Федерации является уполномоченной организацией на оказание содействия в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов.
С 2020 года осуществляется планомерное расширение филиальной сети Предприятия (Предприятие представлено в 67 субъектах Российской Федерации, которыми ежегодно оказывается более 2 миллионов услуг в миграционной сфере).
Особый статус города федерального значения Москвы как столицы Российской Федерации обуславливает пребывание на ее территории 25% всех находящихся в России иностранных граждан. В 2015 году открыт "Многофункциональный миграционный центр г. Москвы", представляющий собой уникальную и полностью подготовленную инфраструктурную площадку, позволяющую выдавать более 460 тысяч патентов в год, что составляет порядка 27% от общего количества выданных в Российской Федерации таких документов.
С учетом изложенного предлагается расширить практику привлечения Предприятия к оказанию содействия в осуществлении отдельных полномочий при предоставлении государственных услуг в сфере миграции, а в городе федерального значения Москве - уполномоченной данным субъектом Российской Федерации организации (далее - уполномоченная организация).
Предполагается привлечение Предприятия и уполномоченной организации к содействию в осуществлении полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере миграции в части приема заявлений, необходимых для выдачи виз, приглашений, разрешений на временное проживание, для выдачи или замены видов на жительство, разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, в том числе заявлений о переоформлении патентов, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, а также к оказанию содействия в фотографировании заявителей и проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации (получении дактилоскопической информации). Кроме того, уполномоченная организация будет привлекаться к оказанию содействия при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Московской области.
Одновременно предполагается привлечение Предприятия и уполномоченной организации к оказанию содействия в приеме заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства и уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При этом Предприятие и уполномоченная организация не будут относиться к органам миграционного учета, определенным положениями Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Ведомственная подчиненность Предприятия МВД России позволяет регулировать и контролировать все аспекты его деятельности.
Реализация рассматриваемой инициативы позволит обеспечить повышение доступности и комфортности при получении заявителями соответствующих государственных услуг, эффективнее противодействовать посредническим нелегальным коммерческим организациям.
Законопроектом предусматривается наделение МВД России полномочием по утверждению перечня отдельных субъектов Российской Федерации, на территории которых к оказанию содействия в осуществлении отдельных полномочий по предоставлению государственных услуг будет привлечено подведомственное предприятие. Данное полномочие позволит Министерству оперативно привлекать к работе Предприятие по мере необходимости, к примеру, в случае увеличения притока иностранных граждан в конкретном субъекте Российской Федерации.
Также предусмотрены положения, прямо устанавливающие отдельные полномочия МВД России и его территориальных органов по осуществлению контроля за деятельностью Предприятия и уполномоченной организации, в том числе в форме проведения проверок их деятельности на предмет соответствия требованиям к оказанию такого содействия, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Кроме того, законопроектом предполагается распространить ответственность, установленную для должностных лиц за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, на работников Предприятия и уполномоченной организации.
С точки зрения социально-экономических последствий принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" позволит обеспечить расширение доступности и комфортности в реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на обращение за предоставлением государственных услуг в сфере миграции.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет уменьшение доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемой, в том числе, за счет уплачиваемого иностранными гражданами фиксированного авансового платежа за патент, 100% суммы которого зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также положения законопроекта не затрагивают полномочия субъектов Российской Федерации по ежегодному установлению регионального коэффициента налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Законопроект не содержит обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Вступление в силу предлагаемых изменений предусмотрено по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", что обусловлено установлением разумного срока издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации нововведений, и подготовкой материально-технической базы.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Привлечение подведомственного МВД России федерального государственного унитарного предприятия к оказанию содействия в осуществлении отдельных полномочий при предоставлении государственных услуг и исполнении функций в сфере миграции не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и будет осуществляться за счет средств предприятия.
Для реализации норм Федерального закона увеличение штатной численности МВД России не потребуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
В целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребуется:
I. Признание утратившими силу:
1. Приказа МВД России от 27 ноября 2017 г. N 888 "Об утверждении Типовой формы соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
2. Приказа МВД России от 22 мая 2018 г. N 319 "Об утверждении Требований к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа МВД России, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
3. Приказа МВД России от 9 ноября 2021 г. N 857 "Об утверждении Перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых уполномоченное Министерством внутренних дел Российской Федерации и находящееся в его ведении федеральное государственное унитарное предприятие оказывает содействие территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, и их фотографировании, а также в приеме и передаче в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинских документов, подтверждающих прохождение указанными иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
II. Внесение изменений:
1. В постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
2. В постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
3. В приказ МВД России от 16 марта 2017 г. N 131 "О федеральном государственном унитарном предприятии "Паспортно-визовый сервис" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
4. В приказ МВД России от 8 июня 2020 г. N 407 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
5. В приказ МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
6. В приказ МВД России от 30 июля 2020 г. N 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
7. В приказ МВД России от 1 августа 2020 г. N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
8. В приказ МВД России от 5 октября 2020 г. N 695 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
9. В приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
10. В приказ МВД России от 31 марта 2021 г. N 186 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
11. В приказ МВД России от 10 августа 2021 г. N 601 "Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, либо по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), либо по образовательной программе в образовательной организации, включенной в установленный Правительством Российской Федерации перечень, и формы указанного уведомления".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
12. В приказ МВД России от 27 декабря 2021 г. N 1139 "Об утверждении Порядка проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
III. Издание приказов МВД России:
1. Устанавливающего перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федеральное государственное унитарное предприятие оказывает содействие в осуществлении отдельных полномочий при предоставлении государственных услуг и исполнении функций в сфере миграции.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
2. Устанавливающего порядок оказания подведомственным федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федеральным государственным унитарным предприятием или уполномоченной организации г. Москвы содействия территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при осуществлении отдельных полномочий при предоставлении государственных услуг и исполнении функций в сфере миграции, включая сроки передачи подведомственным федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федеральным государственным унитарным предприятием или уполномоченной организацией г. Москвы необходимых документов, в том числе требования к оказанию такого содействия и осуществление контроля за соблюдением указанных требований, а также порядок информационного взаимодействия подведомственного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федерального государственного унитарного предприятия или уполномоченной организации г. Москвы и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.