Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 243186-8 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
В связи с расширением санкционного режима в отношении Российской Федерации отечественные производители продовольственных товаров с ограниченным сроком годности столкнулись с целым рядом возникших проблем, которые оказывают значительное влияние на операционную деятельность производителей.
Производители испытывают существенное давление в связи с вынужденным переходом на предоплату сырья, ингредиентов и упаковки для готовой продукции и (или) существенным сокращением отсрочки их оплаты. По данным производителей поставщики упаковки для продовольственных товаров сократили сроки оплаты поставляемой продукции в среднем на 40%, поставщики ингредиентов - в среднем на 60% либо перешли на предоплату, транспортные компании - в среднем на 70%, а морские перевозчики перешли на 100% предоплату. Поставщики услуг, необходимых для производства продукции, сократили сроки оплаты в среднем на 50%. Существенно сократилась доступность банковских кредитных линий. Также отмечается значительный рост стоимости сырья, упаковки и ингредиентов, что сказывается в конечном счете на росте себестоимости продовольственных товаров.
В настоящее время частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрены сроки оплаты товаров в зависимости от сроков годности (для товаров со сроком годности менее 10 дней - не позднее 8 рабочих дней, со сроком годности 10-30 дней - не позднее 25 календарных дней, со сроком годности более 30 дней - не позднее 40 дней).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом оплата большей части социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (например, куриных яиц) в настоящее время составляет 25 и более дней после их передачи организациям торговли. А у производителей скоропортящихся продовольственных товаров, сроки годности которых составляют менее 5 дней, на постоянной основе возникают кассовые разрывы, так как срок оплаты таких товаров организациями торговли (8 рабочих дней, соответствующих 10-12 календарных дней) превышает два и более производственных цикла.
Сложившаяся практика ведет к постоянному дефициту ликвидности, необходимости привлечения краткосрочных кредитов, стоимость которых включается в себестоимость продукции, снижает доходность предприятий, что может приводить к снижению бесперебойности поставки таких продовольственных товаров.
Отсрочка платежей фактически является скрытым бесплатным кредитованием торговли со стороны производителей, поставляющих социально значимую и востребованную населением продукцию. Складывается ситуация, когда в некоторых случаях организация торговли получает товар, реализует его, получает следующую поставку, реализует ее и только после этого осуществляет оплату производителю - таких циклов (поставка-реализация) до наступления момента оплаты может быть несколько, что приводит к дисбалансу интересов производителей и продавцов.
При этом производители продовольственных товаров в настоящее время и так испытывают дефицит оборотных средств при одновременной необходимости сдерживать свои отпускные цены. Крупные торговые сети продолжают активно развиваться, открываются новые торговые точки и распределительные центры. В то же самое время поставщики вынуждены решать задачу по сохранению возможности продолжать производство продовольственных товаров, отказываясь от своих инвестиционных планов по развитию и сокращая ассортимент производимых товаров.
В связи с изложенным предлагается внести изменения в Федеральный закон, предусматривающие установление срока оплаты не более 4 рабочих дней для продовольственных товаров, на которые срок годности установлен менее 5 дней, не более 8 рабочих дней - для продовольственных товаров, на которые срок годности установлен от 6 до 9 дней, а также сокращение до 10 календарных дней сроков оплаты всех продовольственных товаров, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, вне зависимости от их сроков годности.
Снижение установленных предельных сроков оплаты товаров, поставляемых производителями, окажет существенную поддержку производителям скоропортящихся и социально-значимых продовольственных товаров, поможет им преодолеть волатильность условий ведения бизнеса (рост себестоимости, кассовые разрывы), сохранить бизнес в целом, что обеспечит повышение доступности продовольственных товаров для населения Российской Федерации и создаст предпосылки для сдерживания цен на них.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 9 федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.