Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2022 г. N вн2.2-1/4543
на проект федерального закона N 227067-8 "О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующие налогообложение прибыли, получаемой налогоплательщиками при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества.
Обращаем внимание, что проектируемое дополнение в абзац первый пункта 2 статьи 278.2 НК РФ, предполагающее определение долей участия участников договора инвестиционного товарищества в прибыли товарищества в целях налогообложения как отношение суммы вклада каждого участника к общей сумме вкладов всех участников, вступает в противоречие с действующей формулировкой этого же абзаца (не изменяемой и не исключаемой), согласно которой прибыль (убыток) каждого участника договора инвестиционного товарищества определяется пропорционально доле его участия в прибыли инвестиционного товарищества, установленной договором инвестиционного товарищества.
Одновременно отмечаем, что действующая редакция абзаца первого пункта 2 статьи 278.2 НК РФ согласуется с положением пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", в силу которого договором инвестиционного товарищества может быть установлен порядок распределения прибыли, не зависящий от размера вкладов товарищей в общее дело. В случае, если налогообложение прибыли, полученной от участия в инвестиционном товариществе, будет осуществляться исходя из предлагаемой расчетной величины, а не из фактического распределения прибыли товарищества, при налогообложении утратится связь налога с его экономическим основанием - облагаемой прибылью (пункт 3 статьи 3 НК РФ).
С учетом распространения проектируемых положений абзаца второго пункта 2, пунктов 4 - 6, 7, 9 - 11 на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, отмечаем, что акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу лишь в случаях, перечисленных в пункте 4 статьи 5 НК РФ.
Замечаний юридико-технического характера по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.