Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 16 ноября 2022 г. к N 40, п. 1.1
по проекту федерального закона N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части регулирования корпоративных отношений)
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает продление действия первоочередных мер по развитию российской экономики в условиях санкций, прежде всего специального регулирования в сфере корпоративных отношений. В частности, в 2023 году предлагается продлить действие норм, включающих:
установление последствий снижения стоимости чистых активов хозяйственных обществ ниже размера их уставного капитала;
осуществление полномочий совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в случае уменьшения его количественного состава;
особенности определения средневзвешенной цены акций публичных обществ в случае их реорганизации;
требования к раскрытию информации государственными компаниями, государственными корпорациями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности;
способы защиты имущественных интересов арендодателей при снижении размера арендной платы, уплачиваемой арендаторами, находящимися под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами;
возможности применения отдельных разрешительных, квалификационных и лицензионных процедур в упрощенном порядке.
Законопроектом уточняются порядок принудительной конвертации в акции российского эмитента ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении таких акций, порядок принудительного перевода учета прав на ценные бумаги российского эмитента, в том числе являющегося международной компанией, проведение операций с которыми стало невозможным вследствие введения ограничительных мер или недружественных действий иностранных государств, а также сведения, которые могут быть указаны заявителями в заявлениях о принудительной конвертации ценных бумаг иностранного эмитента и принудительном переводе учета прав на ценные бумаги российского эмитента.
Кроме того, законопроект содержит положения о продлении полномочий, предоставленных Совету директоров Банка России в рамках антисанкционных мер, сохранении ограничений по основаниям для досрочного исполнения обязательств заемщиков, а также введении специальных правил размещения российских облигаций с целью исполнения обязательств по иностранным облигациям.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на обеспечение стабильности хозяйственного оборота, поддержку предпринимательской деятельности, предупреждение корпоративных конфликтов и снижение негативных последствий от недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Вместе с тем, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении и доработке.
В частности, проектируемые статьями 3 и 5 законопроекта положения о возможности включения в заявления о принудительной конвертации ценных бумаг иностранного эмитента и принудительном переводе учета прав на ценные бумаги российского эмитента сведений о реквизитах лицевого счета (счета депо) заявителя, а также о связанных с получением таких заявлений операциях депозитариев требуют соотнесения с действующими нормами о сроках представления указанных заявлений.
В аналогичном согласовании нуждаются предусмотренные статьей 5 законопроекта положения о порядке и сроках представления держателю реестра, осуществляющему ведение реестра акционеров российского эмитента, являющегося международной компанией, заявления владельца акций такой компании о принудительном переводе учета прав на эти ценные бумаги.
Статьей 4 законопроекта проектируется продление до 1 июля 2023 года действия норм об особенностях осуществления полномочий совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в случае уменьшения его количественного состава. Вместе с тем с учетом перспектив сохранения действия санкций указанный срок может оказаться недостаточным для обеспечения стабильности деятельности советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ в 2023 году.
Кроме того, в сложившейся ситуации целесообразно обсудить возможность увеличения срока действия полномочий совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ, в частности, посредством предоставления общему собранию акционеров права увеличения указанного срока до трех лет при наличии соответствующих положений в уставе общества.
В условиях непрекращающегося санкционного давления следует также обсудить вопрос об обоснованности отмены положений, устанавливающих особый порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг и иными участниками фондового рынка во избежание введения в их отношении мер ограничительного характера, а также особый порядок реализации отдельных корпоративных прав, в том числе прав на предоставление информации и документов, оспаривание сделок и обращение с иском в суд о возмещении убытков.
На основании изложенного Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки с учетом имеющихся замечаний.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.