Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 244254-8 "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области"
Проект федерального закона "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области" разработан в соответствии со статьёй 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и обусловлен необходимостью проведения оптимизации организационно-штатной структуры федеральных судов общей юрисдикции Белгородской области с целью их укрупнения и равномерного распределения служебной нагрузки между судьями для повышения эффективности их деятельности по отправлению правосудия.
В постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" особо отмечается, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путём упразднения малосоставных судов и укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
В настоящее время на территории Белгородской области действует Ровеньский районный суд, штатная численность судей которого составляет 2 единицы (председатель суда и судья), что существенно затрудняет как саму их деятельность по осуществлению правосудия, так и процесс обеспечения этой деятельности в указанном малосоставном суде.
Временное отсутствие одного из судей (по причине отпуска, командировки, временной нетрудоспособности и т.п.) приводит в малосоставном суде к двойному росту служебной нагрузки у другого судьи, что негативно сказывается на соблюдении разумных сроков рассмотрения дел и эффективности отправления правосудия. Подобное положение особенно проявилось в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда согласно действующим правилам запрещается нахождение на рабочем месте судей при наличии у них любых симптомов острого респираторного вирусного заболевания.
Кроме того, в двусоставном районном суде зачастую оказывается невозможным выполнение некоторых процессуальных положений (например, обеспечение рассмотрения определённых категорий дел, подсудных районному суду, в составе коллегии из трёх судей при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого; рассмотрение в ином составе дела, направленного на новое рассмотрение в ином составе судей вышестоящим судом; дальнейшее рассмотрение дела при заявлении судьёй самоотвода либо удовлетворение заявленного ему отвода сторонами).
Анализ служебной нагрузки судей Ровеньского районного суда Белгородской области в течение последних нескольких лет и перспектива изменения численности населения в городском поселении "Посёлок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области свидетельствует о нецелесообразности введения в указанном суде дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей по рассмотрению дел будет значительно ниже средних показателей по судам Белгородской области. Так, в 2018 году служебная нагрузка на 1 судью по штату в месяц составила: по области - 40,1 дел, в районном суде - 32,9 дела; в 2019 году: по области - 41,3 дело, в районном суде - 35 дел; в 2020 году: по области - 41,2 дело, в районном суде - 43 дела; в 2021 году: по области - 98,3 дел, в районном суде - 55,2 дел.
В свою очередь, положения части 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В этой связи выход из сложившейся ситуации возможен путём упразднения малосоставного Ровеньского районного суда Белгородской области с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикции близлежащего Вейделевского районного суда Белгородской области. При этом штатную численность судей и работников аппарата упраздняемого суда следует передать в Вейделевский районный суд Белгородской области, который продолжит осуществлять свою деятельность с расширением юрисдикции на территорию близлежащего Ровеньского района Белгородской области.
Упразднение малосоставного Ровеньского районного суда с сохранением штатной численности судей и передачей вопросов осуществления правосудия, относящихся к ведению упраздняемого суда, в юрисдикцию Вейделевского районного суда будет способствовать, кроме того, более равномерному распределению служебной нагрузки между судьями районного суда. Так, например, в 2021 году служебная нагрузка на 1 судью по штату в месяц в Ровеньском районном суде составила 55,2 дел, а в Вейделевском районном суде - 25,5 дел. Поэтому в случае укрупнения последнего она бы составила 40,35 дел, что снизило бы служебную нагрузку на 1 судью в месяц на 237%.
Территория Вейделевского и Ровеньского районов имеют общую (смежную) границу, расстояние между административными центрами указанных районов (посёлками Вейделевка и Ровеньки) составляет 58 километров, их соединяет автомобильная дорога, действует регулярное автобусное сообщение.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями части 2 статьи 33 вышеупомянутого Федерального конституционного закона предлагается образовать в составе Вейделевского районного суда Белгородской области постоянное судебное присутствие в посёлке Ровеньки Белгородской области в помещении упраздняемого суда.
Упразднение Ровеньского районного суда Белгородской области не повлечёт за собой ограничения прав граждан на доступ к правосудию, так как место размещения постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого суда позволит гражданам беспрепятственно реализовать право на обращение в суд с учётом места их проживания.
Таким образом, предлагаемый законопроект об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области позволит усовершенствовать и организовать наиболее оптимальное функционирование федеральных судов общей юрисдикции Белгородской области, а также обеспечить равномерное распределение служебной нагрузки среди судей укрупнённого суда.
Председатель |
Ю.Н. Клепиков |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области"
Реализация проекта федерального закона "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области" в случае его принятия в качестве федерального закона повлечёт за собой дополнительные расходы за счёт средств федерального бюджета.
Согласно расчётам Управления Судебного департамента в Белгородской области на эти цели потребуется 117 867,82 руб., в том числе:
1) в связи с сокращением должности администратора Ровеньского районного суда Белгородской области расходы на выплату четырёхмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" - 93 387,00 руб. (компенсационная выплата при увольнении - 21 708,00 руб. (размер месячного денежного содержания администратора суда) х 4 месяца + 6 555,82 руб. (страховые взносы));
2) на замену вывески на здании суда - 1 шт. х 3 360,00 руб. = 3 360,00 руб.;
3) на изготовление гербовой печати - 1 шт. х 2 900,00 руб. = 2 900,00 руб.;
4) на изготовление печатей: для документов - 1 шт. х 1 400,00 руб. = 1 400,00 руб., металлических - 3 шт. х 1 200,00 руб. = 3 600,00 руб., штампов - 4 шт. х 1 375,00 руб. = 5 500,00 руб.;
5) на изготовление бланков писем с изображением Государственного герба Российской Федерации - 400 шт. х 7,20 руб. = 2 880,00 руб.;
6) на замену удостоверений для работников аппарата суда - 7 шт. х 120,00 руб. = 840,00 руб.;
7) расходы на публикацию объявления об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области в средствах массовой информации - 1 шт. х 4 000,00 руб. = 4 000,00 руб.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией проекта федерального закона, будет осуществлено за счёт средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Председатель |
Ю.Н. Клепиков |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области"
Принятие федерального закона "Об упразднении Ровеньского районного суда Белгородской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Вейделевского районного суда Белгородской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель |
Ю.Н. Клепиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.