Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246186-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учётом правоприменительной практики, выявившей необходимость изменения порядка взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами через единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Законопроектом предусматривается право налогоплательщиков физических лиц, имеющих подтвержденную учетную запись в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА), представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через единый личный кабинет в ЕПГУ.
Также устанавливается, что передача налоговым органом документов, содержащих сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ осуществляется при наличии согласия на это указанного налогоплательщика, выраженного им в уведомлении о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ.
Документы, которые могут передаваться налоговыми органами налогоплательщику через личный кабинет на ЕПГУ, определяются непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
В частности, пунктом 4 статьи 52 Кодекса (в редакции законопроекта) предусматривается, что через личный кабинет на ЕПГУ может быть передано налоговое уведомление.
В настоящее время налоговые уведомления направляются на бумажном носителе заказными письмами по почте либо в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (далее - ЛКН). Соотношение налоговых уведомлений, направленных по почте, к налоговым уведомлениям, размещенным через ЛКН, составило:
в 2019 г.: по почте - 76,1%, через ЛКН - 23,9% (16,9 млн. налоговых уведомлений); в 2020 г.: по почте - 72,5%, через ЛКН - 27,5% (19,1 млн. налоговых уведомлений); в 2021 г.: по почте - 66,4%, через ЛКН - 33,6% (22,5 млн. налоговых уведомлений).
Общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку, франкирование и пересылку почтовых отправлений в рамках массовой печати документов налоговых органов (в том числе налоговых уведомлений), в 2018 г. составил 2,9 млрд. руб., в 2019 г. - 3,2 млрд. руб., в 2020 г. - 3,3 млрд. руб., в 2021 г. - 3,6 млрд. руб.
При этом ежегодное увеличение тарифов на пересылку внутренней почтовой корреспонденции приводит к постоянному увеличению бюджетных расходов на пересылку налоговых уведомлений. Так, ежегодный рост тарифов на почтовую пересылку документов налоговых органов (по отношению к предыдущему году на пересылку заказного письма весом до 20 гр.) в 2018 г. составил 12,2% (54,28 руб. за одно почтовое сообщение), в 2019 г. - 10,5% (60 руб. за одно почтовое сообщение), в 2020 г. - 8% (64,8 руб. за одно почтовое сообщение), в 2021 г. - 5% (68 руб. за одно почтовое сообщение).
Вместе с тем, по информации Минцифры России, в ЕПГУ с подтверждённой учётной записью ЕСИА зарегистрирован 86 млн. граждан, что существенно больше количества пользователей ЛКН. К числу пользователей ЕПГУ относятся физические лица, которым регулярно направляются налоговые уведомления на бумажном носителе заказными письмами по почте.
Реализация законопроекта позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков - пользователей ЕПГУ, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ и приведёт к значительному сокращению бюджетных расходов на массовую печать и направление налоговых уведомлений и при этом не повлечёт снижение собираемости налогов, что будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в стране.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих приказов Федеральной налоговой службы:
1) "О порядке направления налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг".
Срок подготовки - не позднее 1 января 2024 года.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минцифры России;
2) "О порядке направления налоговым органом документов, используемых при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг".
Срок подготовки - не позднее 1 января 2024 года.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минцифры России;
3) "Об утверждении формы уведомления о представлении документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, формы уведомления о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, порядка заполнения и формата представления таких уведомлений в электронной форме".
Срок подготовки - не позднее 1 января 2024 года.
Ответственный исполнитель: ФНС России.
Соисполнители: Минфин России, Минцифры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.