Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 245976-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N Пр-647 (далее - Поручение) в целях предоставления дополнительных мер государственной социальной поддержки в сфере образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости).
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на предоставление указанным детям и лицам из их числа, уже получившим образование по профессии рабочего или служащего, возможности пройти бесплатное повторное профессиональное обучение в целях овладения новой профессией рабочего или должностью служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается установить выплату указанным лицам пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также ежемесячного пособия в течение всего периода прохождения повторного обучения.
Согласно части 9 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом данные мониторинга федеральных органов исполнительной власти в части наличия в подведомственных им федеральных государственных образовательных организациях обучающихся по программам профессиональной переподготовки рабочих служащих, проведённого Минпросвещения России в октябре 2022 г., подтверждают, что обучение по программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих осуществляется исключительно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, как это и предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходные обязательства Российской Федерации по дополнительным гарантиям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают только в отношении лиц, принятых на обучение и осваивающих основные профессиональные образовательные программы в федеральных государственных образовательных организациях за счет средств федерального бюджета, и на лиц, получающих профессиональное обучение вне пределов основных профессиональных образовательных программ, не распространяются. В связи с чем принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных Международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не повлечет дополнительных расходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для финансового обеспечения реализации права на прохождение обучения по программам переподготовки рабочих и служащих детьми-сиротам и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости), а также для полного государственного обеспечения указанной категории лиц и выплаты им в период обучения ежемесячного пособия, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей потребуются средства бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме (по предварительной оценке) 699782,51,00 тыс. рублей в 2024 году, 695371,67 тыс. рублей в 2025 году, 695014,76 тыс. рублей в 2026 году.
Указанные объемы бюджетных ассигнований будут предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации при их формировании на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Расчётное количество обучающихся, являющихся получателями указанных мер дополнительной государственной поддержки в сфере образования, по прогнозам субъектов Российской Федерации составит 4470 человек в 2024 году, 4433 человека в 2025 году, 4435 человек в 2026 году.
Установленная по данным субъектов Российской Федерации средняя стоимость программ профессионального обучения для указанной категории лиц составляет 142,9 тыс. рублей в год в расчёте на одного человека.
Средний размер ежемесячного пособия по данным субъектов Российской Федерации составляет 10,81 тыс. рублей в год в расчёте на одного человека.
Средний размер пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, по данным субъектов Российской Федерации, составляет 2,96 тыс. руб. в год в расчёте на одного человека.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.