Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246261-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнительной регламентации отгонного животноводства)"
Досье на проект федерального закона
Отсутствие в земельном и лесном законодательстве регулирования института отгонного животноводства, являющегося традиционным для ряда горных районов субъектов Российской Федерации, вызывает определенные сложности у занимающихся данным видом традиционного животноводства сельхозпроизводителей. Таким образом, разработка настоящего проекта федерального закона является способом восполнения имеющихся правовых пробелов в нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы безвозмездного пользования лесными участками.
Отгонное животноводство как разновидность ведения животноводства является доминирующим в сельском хозяйстве Республики Алтай, а также иных субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарии, Республики Дагестан и др.) в силу климатической и географической специфики районов (регионов), а также из-за традиционной хозяйственной деятельности того или иного народа. Отгонное животноводство ассоциируется с летним выпасом в горах и пастбищным или стойловым содержанием скота на равнине в зимний период и широко распространено в районах с явно выраженной сезонностью использования кормовых угодий. Кроме того, благодаря ведению выше обозначенного способа животноводства, осуществляется профилактика природных пожаров из-за уничтожения травостоя естественным путем.
Имеющаяся в современном земельном и лесном законодательстве легитимизация отгонного животноводства не учитывает его специфику, приравнивая животноводов горных районов к жителям средней полосы России, которым требуются одни и те же земли под пастбища на длительный срок. Между тем, на сегодняшний день необходимо создать институциональные основы организации отгонного животноводства как одной из базовых отраслей экономики горных районов, где летом, когда из-под снега освобождаются горные пастбищные луга, скот выпасают в горах, а зимой спускаются в предгорья и долины. И, соответственно, каждое конкретное пастбище используется сроком от одного до четырех месяцев в году. Арендные отношения с землями лесного фонда требуют от животноводов больших финансовых затрат, поскольку предварительное межевание является обязательной и дорогостоящей процедурой.
Статья 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, т.е. на праве аренды (безвозмездного пользования) только на срок не менее пяти лет, что является нерациональным и крайне обременительным для животноводов, ведущих традиционный способ хозяйствования для горных районов.
Таким образом, для улучшения экономических показателей настоящим проектом закона изменяется текст части шестой статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с помощью изъятия из общего правила пятилетнего срока аренды или безвозмездного пользования земельными участками, распространив краткосрочную сезонную практику безвозмездного использования земель не только на коренных малочисленных народов Крайнего Севера, но и на животноводов ряда горных регионов России, традиционно занимающихся отгонным животноводством.
Также предлагается ввести корреспондирующие положения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации о сезонном безвозмездном использовании лесных участков под отгонные пастбища, конкретизировав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование с помощью нового подпункта 9.1 части первой указанной статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части первой" следует читать "пункта второго"
Законопроектом дополняется текст статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, где появляется уточнение к термину "животноводство", "(отгонное животноводство)". Кроме того, в проекте закона поправками в текст части первой статьи 101 Земельного кодекса, вводится новое определение отгонных пастбищ в составе земель лесного фонда.
В части 1 статьи 38 Лесного кодекса приведен исчерпывающий перечень видов сельскохозяйственной деятельности в лесах (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, пантовое оленеводство, товарная аквакультура (товарное рыбоводство), выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность).
Считаем целесообразным ввести в статью 38 Лесного кодекса новую часть 1.1, в которой дается расширительное толкование оснований предоставления лесных участков под отгонное скотоводство, в случае, когда срок выпаса животных не превышает четырех месяцев в году.
Безвозмездная передача в пользование участков лесного фонда, которые будут использоваться традиционными животноводами не более 4 месяцев в году, является аналогичной по своей правовой природе норме статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г.) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которая закрепляет право малочисленных народов, объединений малочисленных народов безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 1 пункта 1).
Принятие настоящего проекта закона вводящего как новый понятийный аппарат, так и механизмы действия института отгонного животноводства, станет новой вехой в развитии отечественного сельского хозяйства, будет способствовать улучшению экологической обстановки в горных районах российских регионов и содействовать упрочнению позиций российских традиционных сельхозпроизводителей за счет минимизации издержек на отгонные пастбища.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнительной регламентации отгонного животноводства)
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнительной регламентации отгонного животноводства) не потребует дополнительных расходов покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнительной регламентации отгонного животноводства)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнительной регламентации отгонного животноводства) потребует внесения корреспондирующих изменений в подзаконные акты, и, в частности, в Приказ Росреестра от 10.11.2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2020 г. N 61482), а также создание нового нормативного правового акта Рослесхоза, регламентирующего порядок уведомления государственных (муниципальных) органов власти о сезонном использовании лесных участков под отгонные пастбища.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.